10% площадей зерновых и зернобобовых культур не убрано в Алтайском крае

Порядка 90% площадей зерновых и зернобобовых культур убрано в Алтайском крае. "Не было такой сложной уборки на нашем веку" – под этими словами аграриев Романовского района нынешней осенью подпишутся крестьяне всего края…

10 километров степной полевой дороги, УАЗ плохо слушается руля, а директор агрофирмы "Май" Юрий Мацук, поднаторев этой осенью в экстремальном вождении, между делом еще и на небо успевает поглядывать:

– Видите, что творится? Мы работали нормально только до середины сентября. А потом зарядили дожди со снегом, поле в сплошное месиво превратилось. Механизаторы молотят ночью, пока подморожено, потом час-два спят и снова на работу. Сегодня продуло немного поля, дал бы Бог вёдро хоть на пару дней, чтобы по максимуму успеть спасти урожай. Сейчас для нас каждая сотня обмолоченных гектаров как выигранное сражение.

Пока едем, захожу в Интернет. На всю предстоящую неделю синоптики обещают легкие морозцы. Это то, чего так ждут механизаторы. Комбайнер Владимир Екимов от журналистов отмахивается: "Некогда, извините, в поле надо". И, остановившись перед камерами ровно на минуту, уходит на своем "Доне" на новый круг. 11,5 тысячи гектаров полей агрофирмы "Май" занято в этом году зерновыми, на момент подготовки материала убирать оставалось "еще пару дней".

Коллега Владимира из соседнего крестьянского хозяйства "Славутич" Дмитрий Гро намерен достойно завершить эту самую аномальную за 20 лет работы уборку: "Вывозить зерно с поля приходится К-700, другая техника просто не идет. С зерновыми завершим – на гречку уйдем, она у нас в валках лежит, и на семечку. Не спрашивайте, успеем ли? Нельзя не успеть. Мы хлеб спасаем, вот и работаем круглосуточно".

Зато Василий Дунаев, руководитель КФХ "Темп", пшеницу уже и убрать, и сдать успел в "первую цену", по 7,5 тысячи рублей за тонну – за счет того, что техники у него достаточно. С подсолнечником, правда, так же споро у фермера не получилось.
Меняем минус на плюс

Что противопоставляют рекордам погоды люди? Побывав с рабочей поездкой в Романовском районе, заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Владимир Казанин сообщил журналистам:

– В крае осталось убрать около 400 тысяч гектаров. Уборка идет тяжело. Никто не сидит и не ждет погоды, все в поле. Используют каждую минуту дня и ночи. Сегодня, как говорят мужики, "лишь бы с неба не лило". Организация труда в хозяйствах – высочайшая. Благодаря стойкости людей и мобилизации всех ресурсов хозяйствам удается убрать урожай по максимуму. 4 миллиона тонн хлеба в крае есть. Урожайность этого года 11 центнеров с гектара.

Сентябрь лишь неделю без дождей выделил крестьянам, октябрь еще более скупым на солнышко оказался. За первые его декады выпало три месячные нормы осадков. И каждый дождь останавливал уборку на 2-3 дня. 17 районов степной зоны не спасли урожай на 160 с лишним тысячах гектаров. В Славгородском, Кулундинском и Немецком национальном районах урожайность не превысила 5 центнеров с гектара, а в Зональном более тридцати получили. Вопрос, который в этих условиях напрашивается сам собой: обречены ли аграрии всегда идти на поводу у погоды или степени свободы у них все же есть? "Техника, наука, технологии – триединая палочка-выручалочка", – говорит Владимир Казанин.

Сегодня в крае работают 9 тысяч комбайнов. Вроде бы мало, если сравнить с советским временем, когда на полях края работали 25 тысяч единиц техники. С другой стороны, нынешние высокопроизводительные машины с прежними и сравнивать-то некорректно. "Я в сельском хозяйстве 40 с лишним лет и помню 1992 год, когда под снегом осталось около 800 тысяч гектаров хлеба, – размышляет Владимир Казанин. – Если бы уровень технической оснащенности оставался прежним, не рос,  мы с нынешней уборкой откатились бы на рубежи двадцатилетней давности. Тема приобретения техники и компенсации хозяйствам ее стоимости была и будет нашим приоритетом".

Хозяйства Романовского района за последние 3 года приобрели 15 современных комбайнов, на 250 миллионов рублей, по словам начальника отдела растениеводства управления сельского хозяйства и продовольствия районной администрации Олега Чередниченко. Они-то и выручают сейчас романовцев.

В Минсельхозе, распределяя регионам погектарную поддержку на следующий год, учтут все факторы эффективности сельского хозяйства. Объем производства, коэффициент почвенного плодородия, уровень животноводства и систем орошения, затраты фермеров на техническое оснащение и повышение урожайности. Инструментов маневрирования у алтайских сельхозтоваропроизводителей сегодня не так уж мало. Подбор культур, скороспелые сорта пшеницы, возделывание озимых в восточной зоне края.

А что с урожаем этого года? Зерно влажное или проросшее спишут в убыток там, где нет животноводства. На фермах же оно превращается в фураж для молочного и мясного скота.

Сложный 2014 год обернулся для аграриев и хорошими запасами влаги на будущую весну.

– Не весной, а осенью, когда готовятся семена и почва, самое время продумать структуру посевных площадей следующего года, решить, какие сорта взять у науки, какая техника понадобится. И всем нам исходя из принятых решений определяться с приоритетами, направлениями работы, объемом господдержки аграриев региона, – говорит Владимир Казанин.
Читайте полную версию на сайте