Сайто Дайсуке: провал ТОРов надолго отпугнет инвесторов от Дальнего Востока России

заместитель президента Института экономических исследований Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) Сайто Дайсуке.

Господин Сайто прибыл в Приморье в составе делегации японских бизнесменов по приглашению Министерства по развитию Дальнего Востока. В понедельник, 20 октября, ведомство презентовало представителям деловых кругов Японии законопроект о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке в ходе круглого стола, который состоялся в кампусе ДВФУ. В этот же день делегация посетила порт Зарубино, который стал одной из пяти площадок в Приморье, отобранных правительством РФ под пилотные ТОР в регионе. На следующий день, 21 октября, иностранцам презентовали еще две площадки под ТОР - в Надеждинском и Михайловском районах. Итоги встреч с чиновниками Минвостокразвития и поездок на площадки предполагаемых ТОРов в крае господин Сайто прокомментировал корр. агентства вчера, 22 октября.

- Господин Сайто, поделитесь впечатлениями о проекте территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России. На ваш взгляд, представляет ли проект интерес для японского бизнеса?

- Мне довелось присутствовать на совещании в Комсомольске-на-Амуре год назад, когда министр Александр Галушка объявил о начале работы над законопроектом о территориях опережающего развития. Прошел год, и законопроект о ТОР на Дальнем Востоке уже находится на рассмотрении в Госдуме. Это заслуживает уважения и говорит о том, что команда Александра Галушки действительно активно работала на результат. Цель данного проекта – привлечь в регион российские и зарубежные инвестиции, что в конечном итоге должно привести к развитию экономики региона.

Достигнуть этого результата планируется за счет введения крупномасштабной системы льготного налогообложения и ослабления административных барьеров – так называемого "дерегулирования" - для инвесторов. Но встает вопрос: действительно ли такие меры направлены на создание благоприятных условий для инвестора? Или все это закончится очередной игрой московских чиновников в моделирование? Такие опасения есть, как есть и надежды на этот проект.

- С чем связаны опасения японского бизнеса, а с чем - надежды относительно проекта ТОРов на Дальнем Востоке?

- Опасений немало, но основное – отсутствие опыта успешной реализации проектов на Дальнем Востоке. После распада СССР правительство России неоднократно создавало особые экономические зоны на Дальнем Востоке. При Ельцине свободные экономические зоны открывались в Находке и Магадане, при Путине – в Советской Гавани и острове Русский во Владивостоке. Что же мы видим на выходе? Все эти проекты не увенчались успехом до сих пор. Где-то инвесторы не появились вовсе, а те компании, кто инвестировал в эти зоны, в настоящее время уже не существуют.

Эти примеры более чем показательны. Инвесторы, в том числе и японские, исходя из этого опыта, просто не видят перспективы во вложении капитала в Дальний Восток. Что касается надежды, то здесь она пока одна – на команду Александра Галушки, активную, молодую команду. Она отличается от предшественников тем, что понимает причины, по которым иностранный бизнес не идет на Дальний Восток. Предыдущие не понимали, они просто предлагали вкладывать деньги без осознания, что в регионе нет условий для этого. Команда Галушки очень старается, но успех проекта зависит не только от них.

- По-вашему, от кого еще?

- Здесь важно отталкиваться от того, что именно считают важным в процессе создания своего предприятия в России иностранные компании, в частности, японские, что принципиально необходимо для привлечения иностранных инвестиций. При выборе места вложения инвестиций и расположения своего предприятия важнейшим фактором, безусловно, является система льготного налогообложения и налаженность базовой инфраструктуры, уровень цен. Но не менее важным является позиция местной власти, поддержка с ее стороны.

Приведу пример российских Ульяновской и Калужской областей. Ни в одной из них нет и никогда не было особых экономических зон. Тем не менее, в Ульяновской области успешно работает японский завод по производству шин Bridgestone, а в Калужской – японский автоконцерн Mitsubishi, корейский производитель электроники Samsung и немецкий автоконцерн Volkswagen. Почему эти производители пошли в эти области? Именно потому, что местные власти проявили большой энтузиазм к привлечению инвестиций и предоставили услуги крайне высокого качества. Правительства этих областей сразу предоставили бизнесменам услугу "one stop service" – единое специализированное окно для обращений в случае, если у инвесторов возникают какие-то проблемы, любые проблемы. Это сложный процесс, но в этих областях с ним справились. Такой подход привлекает инвесторов.

К чему я это говорю? Даже если в регионе будут зоны с льготным налогообложением и смягчены административные барьеры, будут внедрены хорошие конкурентноспособные услуги, но при этом позиция региональных властей будет сомнительной, инвесторы никогда в такой регион не пойдут.

- Площадки ТОРов в Приморье, которые Вам презентовали в рамках экскурсий, заслуживают внимания японских инвесторов? Перспективны ли они и что все-таки нужно сделать, чтобы японский бизнес открыл там свои производства?

- Безусловно, все площадки ТОРов на Дальнем Востоке заслуживают внимания, но, повторюсь, отсутствие опыта успешной реализации проектов отпугивает японский бизнес от Дальнего Востока. Правительство России отобрало 14 площадок под ТОР на Дальнем Востоке, пять из них находятся в Приморском крае. На мой взгляд, это очень много для пилотного проекта, каким он позиционируется. В многочисленных проектах сейчас нет необходимости, достаточно одного или двух, но успешно реализованных проектов. Нужно создать успешный пример и тогда инвестиции не заставят себя ждать.

Возьмем, к примеру, завод "Соллерс" во Владивостоке. Не так давно в него инвестировали японские автоконцерны Mazda и Toyota, сейчас они ведут совместное сборочное производство на его базе. Почему они это сделали? На мой взгляд, потому, что "Соллерс" начинал свою деятельность со сборки корейских автомобилей марки SsangYong. Это был успешный опыт, и японские компании не заставили себя ждать.

Такой же пример нужен и сейчас в случае с ТОР. Без него и российские, и иностранные инвесторы будут сторониться Дальнего Востока. А если проект территорий опережающего развития провалится еще раз, иностранные инвесторы если не никогда, то очень долго не захотят вложиться в эту территорию, не захотят попытаться сделать бизнес на Дальнем Востоке. Они будут думать, что, как не крути, это бесполезно.

- Назовите первоочередные шаги Минвостокразвития и правительства России, которые бы приблизили проект ТОРов к успешной реализации.

- Команда Галушки, на мой взгляд, находится на правильном пути. Первоочередной шаг уже сделан – есть политическая воля в лице президента Путина, есть законопроект о территориях опережающего развития, его рассматривает Госдума. В нем предполагаются и льготы по налогам и снятие административных барьеров. Но, пока это только на бумаге. Как это будет на практике, покажет только время. В любом случае, надежда на успех есть.

Справка: Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) была основана 16 января 1967г. (в то время ― Японская ассоциация по торговле с СССР и Восточной Европой). 12 августа 1970г. с санкции Министра внешней торговли и промышленности Ассоциация приобрела статус “юридического лица на службе общественным интересам”. Ассоциация является единственной в Японии организацией, содействующей развитию делового сотрудничества между крупными японскими предприятиями и предприятиями бывших социалистических государств Евразии. Странами-партнерами РОТОБО являются Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия и Монголия. В РОТОБО входят почти 200 членов, в том числе торговые фирмы, предприятия разных отраслей промышленности, банки, фондовые компании, отраслевые ассоциации, агентства по перевозке пассажиров и грузов, а также местные органы самоуправления. РОТОБО пользуется заслуженной репутацией в деловых кругах и тесно связана в своей деятельности с правительственными организациями как в Японии, так и в странах-партнерах.

От РИА PrimaMedia отметим, что законопроект "О территориях опережающего социально-экономического развития", направленный недавно в Госдуму, не только вызвал ожесточенные споры среди предпринимательского сообщества Приморья, но и, как можно предположить, спровоцировал раскол в рядах приморской "ОПОРЫ РОССИИ". "Война мнений" набирает обороты: сторонники законопроекта говорят о небывалых перспективах для всего ДВ-региона, противники - о создании на ТОРах неких "государств в государстве", резиденты которых разорят существующий региональный бизнес.

Читайте полную версию на сайте