В УФСБ по Алтайскому краю рассказали о мозаике на брандмауэре «дома чекистов»

Там, где проспект им. Ленина пересекается с улицей Партизанской, взгляд проезжающих и просто прогуливающихся граждан непременно притягивает необычайной красоты огромное мозаичное панно на здании УФСБ по Алтайскому краю. Объемность и блеск элементов мозаики создает особую игру света и тени, характер которой меняется вместе с освещением. Эта особенность, а также сложность композиции позволяют каждый раз увидеть в панно что-то новое.

Год 1980. Барнаул празднует юбилей - 250-летие. Именно тогда была разработана концепция монументального оформления города. В краевую столицу были приглашены монументалисты, только-только окончившие лучшие вузы страны. Многие из этих художников, приехав, поработав, так и остались жить и творить в Барнауле. Фронт работ был, что называется, поле непаханное, только успевай. Именно в это время в городе появились панно, мозаики, брандмауэры, выполненные в самых разных техниках - от флорентийской мозаики из колыванских камней до совершенно новой для Сибири того времени суперграфики.

мозаичное панно на УФСБ

Однако получить госзаказ на выполнение такой грандиозной работы, как создание крупной мозаики, в те времена было очень сложно. Тогда и сама такая работа стоила очень дорого, и платили за нее мастерам баснословные суммы. Так что борьба за госзаказ в среде художников-мозаичников шла жесточайшая. Сегодня уже, видимо, никто точно не припомнит, почему заказ на выполнение этой мозаики был отдан не барнаульским монументалистам — ведь их тогда в Барнауле было много, молодых, амбициозных, талантливых. Но у искусствоведов и самих художников - ответ один: "История темная, деньги бешеные, достоверно известно только, что питерцы делали". "Бешеные деньги" - это, кстати, по словам барнаульского художника, скульптора по металлу Эдуарда Добровольского, 100 000 рублей. В то время 10 "Волг" можно было купить.

Счастливчики, получившие этот заказ, - ленинградские мозаичники Валерий Вышивалов и Владимир Янтарев. Работали они в мозаичной мастерской Академии художеств СССР, и было это в 1983 году.

Как нам рассказали на кафедре искусствоведения АлтГУ, сюжет этой мозаики таков: "На трибуне - красноармейцы, а на заднем фоне - море знамен. Одна из главных фигур мозаики - Феликс Дзержинский, глава ВЧК — организации, которая была прародительницей КГБ (ФСБ).

Композиция панно выполнена в традиционной сюжетно-повествовательной манере. К очевидным достоинствам работы следует отнести хорошо продуманную солнечную ориентацию. Динамика света в течение дня способствует возникновению различных цветовых переходов, что позволяет существенно обогатить не только фактурный и колористический строй работы, но и облик здания в целом.

фрагмент мозаики

Наряду с использованием в построении композиции портретных изображений конкретных исторических личностей — Ленина, Дзержинского, Троцкого авторы включили в сюжет и аллегорические мотивы (например, мотив драконоборческого подвига святого Георгия). В мозаике доминирует один цвет, становящийся солирующей партией, оттеняемой другими, неброскими цветовыми сочетаниями".

Интересны и техника выполнения мозаики, и материалы, из которых она сделана.

Вообще, мозаика изначально задумывалась как произведение вечное. И материалы, из которых изготавливались мозаичные панно Московского метро, и наша монументальная мозаика на здании ФСБ - одни: смальта и керамика.

Как рассказала журналу "Алтайская Стройка" искусствовед Анна Семидолина, мозаику набирают из кусочков простой геометрической или более сложной формы, которые закрепляются в слое какого-либо грунта (извести, цемента, мастики или воска). Набирать ее можно двумя способами: прямым, вдавливая части мозаики в грунт, нанесённый прямо на декорируемую поверхность, и обратным, при котором кусочки будущей мозаики наклеиваются лицом на ткань с нанесённым рисунком.

фрагмент

Обратный набор стал основной техникой, когда масштабные мозаичные проекты стали востребованы в СССР. Этот способ хорош тем, что позволяет укладывать мозаику в мастерской, без привязки к особенностям технологического процесса на самом объекте. Кроме того, мастер, используя эту технику, обрабатывает кусочки мозаики в производственных условиях. Шлифует И полирует смальту в мастерской до тех пор, пока та не приобретет цельность и блеск.

Есть сведения, что мозаика на здании по Ленина, 30 была набрана рабочими цеха кирпичного завода, находившегося на поселке Восточном. Но подтвердить эту информацию сегодня не берется никто. Как не берется никто сказать, сколько времени заняли работы на этом объекте. А работа огромная, ведь мозаика занимает всю площадь брандмауэра здания.

Пожалуй, самое главное достоинство мозаики - её долговечность. Смальта не выцветает от времени, не боится солнечных лучей. Именно благодаря этим качествам до нас дошли мозаики, сделанные мастерами уже исчезнувших цивилизаций.

Выплавить качественную, яркую, насыщенного цвета и блестящую смальту трудно, но результат стоит этих усилий. Смальта не боится ни мороза, ни жары, ни снега, ни дождя, ни даже прямых ударов. По всем своим характеристикам она превосходит и керамику, и многие виды камня. А современные технологии выплавки позволяют получать 10 000 оттенков этого великолепного материала!

Даже не специалист с первого взгляда узнает смальту – по насыщенному цвету, по изумительному блеску. Она прочнее стекла, поэтому прекрасно подходит для укладки там, где ожидается большая нагрузка на поверхность. За счет того, что смальта непрозрачная и толстая, создается эффект внутреннего свечения. Это поистине универсальный материал, который можно успешно использовать хоть в интерьере, хоть в экстерьере.

Так что выбор питерских художников для создания мозаичного панно был оптимален – мозаике 30 лет, а цвета ее все такие же яркие и все ее детали легко читаются.

К счастью, это панно не подвергалось каким-либо существенным бедствиям (оно не горело, его не разбивали и т. д.) и потому нужды в его реставрации пока нет. Кроме того, огромную роль играет, конечно, и тот факт, что находится панно на охраняемой территории и вандалам к ней пробраться крайне трудно.

Как пояснили в пресс-службе УФСБ по Алтайскому краю, точный размер мозаики на их здании составляет 11,5 на 13 метров. Сама мозаика не нуждается в РЕГУЛЯРНОЙ ЧИСТКЕ (с этим хорошо справляется дождь), но "чекисты" стараются поддерживать ее в надлежащем состоянии. До того как построили забор были случаи, когда прохожие отковыривали себе кусочки мозаики "на память". Приходилось возвращать все на место. Сегодня это произведение искусства от вандалов скрыто, хотя представители ФСБ уверяют, что фотографировать историческую мозаику не запрещают.

...Как-то известного барнаульского художника-монументалиста Владимира Тимуша спросили: "На ваш взгляд, стоит ли городу часто менять свой художественный облик?" Мэтр ответил: "А зачем менять-то? Нужно то, что есть, реставрировать. Ведь у горожан создается устоявшееся представление о месте, в котором они живут. Люди привыкают к нему, сродняются с ним, что ли. А менять… Это отрывной календарь какой-то получится".

Конечно, никому не хочется, чтобы будущим поколениям барнаульцев достался лишенный художественно-исторической памяти город. Так что долгой и счастливой жизни "Знаменам революции"!

Анатолий Корчуганов, художник:

– Не знаю, за что, но люблю я мозаику на здании ФСБ, выложенную питерскими монументалистами в 1983 году. Отбросим идеологическую начинку. Пока вокруг здания не был построен забор, каждый мог полюбоваться этим панно во всем его величии и великолепии. Кстати, ходили разговоры, что подобная мозаика была подарена кубинцам. Но это, скорее всего, уже городская легенда…

Читайте полную версию на сайте