Врачам рекомендуют сообщать больным об аналогах дорогих лекарств
Депутат нижней палаты парламента Александр Старовойтов направил письмо в Министерство здравоохранения, в котором просит разъяснить, какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы выписывания рецептов. По мнению парламентария, следует рекомендовать врачам информировать пациентов о более дешевых лекарствах, чем их дорогие аналоги, которые предлагают в аптеках.
Депутат уверен, что введение на законодательном уровне дополнительных рекомендаций для врачей, позволит избежать манипуляций с выбором лекарства.
— Проводя встречи с населением, я регулярно получаю множество жалоб на высокие цены на лекарства, которые людям прописывают в поликлиниках. Занявшись этим вопросом, я выяснил, что есть аналоги, которые стоят в 5–8 раз дешевле, чем то, что прописывают врачи. Они состоят из тех же компонентов, что и дорогие лекарства, но почему-то бюджетное лечение остается роскошью. А ответственность за то, что граждан вводят в заблуждение, судя по всему, не предусмотрена, — отметил Александр Старовойтов.
Парламентарий отметил, что регулирование этого вопроса особенно важно для людей пожилого возраста, пенсия которых зачастую не позволяет совершать дорогие покупки.
— К сожалению, в нашей стране далеко не каждый человек, который нуждается в медицинской помощи, может позволить себе покупать дорогостоящие лекарства. И встает вопрос — на что опираются врачи или фармацевты, рекомендуя те или иные препараты, — на свои личные мотивы или все-таки на какие-то правила, которыми они должны руководствоваться? — говорит он.
Александр Старовойтов уверен, что на здоровье граждан идет обычная спекуляция. По его мнению, должна быть введена жесткая ответственность за подобные действия, так как на сегодняшний день в сфере фармацевтики и медицины руководствуются бизнес-интересами, не заботясь ни о качестве товара, ни о платежеспособности пациента.
— Одно из самых популярных и продаваемых лекарств — арбидол. Никаких глубоких клинических исследований не проводили, однако этот препарат часто прописывается пациентам. Или другой препарат — "Эссенциале форте Н", его также часто прописывают врачи. Причем рынок сбыта этого препарата — Россия и страны СНГ. То есть вопрос тут очень широкий и не ограничивается одними лишь рекомендациями. Но это первый шаг, — подчеркивает депутат.
Парламентарий заявил, что если эти вещи никак не регулируются, то необходимо совместно с Минздравом создать комиссию, куда вошли бы члены профильного комитета Государственной думы для выработки решений на законодательном уровне.
— В такую комиссию как парламентарий могу войти и я. Потому что медицина должна лечить, а не вытаскивать последние деньги из карманов пенсионеров, — резюмировал Александр Старовойтов.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников рассказал "Известиям", что в свое время этот вопрос был урегулирован введением в оформление рецептов международных непатентованных наименований, а не названий торговых марок, как это было до недавнего времени.
— Уже с 2006–2007 годов принято решение, что все лекарства выписываются по международному наименованию. А производители могут называть их как угодно, но название формулы международного непатентованного лекарства у каждого одно — кто бы его ни производил, под какой маркой и по какой цене. Другое дело, что сам врач может советовать варианты выписываемого препарата, но это вряд ли может носить массовый характер, — отметил депутат.
Кроме того, парламентарий считает, что необходимо поднимать и сам уровень образования молодых врачей.
— Самое смешное, что наши недоучки-врачи пользуются телевизионной рекламой. Складывается впечатление, что ее показывают не для больных, а для врачей. Ну, это, конечно, профессиональный примитивизм, — сказал Сергей Калашников.
Президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский уверен, что нужно не только рекомендовать информировать пациентов о более дешевых аналогах лекарств, но и вернуть врачам право выписывать лекарства по торговым наименованиям.
— Сейчас врачи не имеют права выписывать препараты по торговым наименованиям, а выписывают их по международным непатентованным группам препаратов. К сожалению, врач лишен права назначать конкретные марки лекарств — это делают провизоры в аптеках, исходя из коммерческих интересов, — уверен Саверский.
Ряд экспертов считают, что решать проблему необходимо, но только проведя серьезные консультации и выработав взвешенное решение. Так, директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Неволина пояснила "Известиям", что заставлять врача информировать о более дешевых синонимических заменах не совсем корректно — на ее взгляд, на законодательном уровне надо рекомендовать давать полную информацию.
— Во-первых, у врача есть практика применения используемого средства, во-вторых, он ведет больного и несет полную ответственность за исход лечения. Поэтому нет никакого смысла ставить под сомнение его профессиональный взгляд на лечение, и не всё можно измерить только лишь дешевизной лекарства, — сказала Неволина.
Директор "Аптечной гильдии" особо отметила, что синонимичная замена может содержать в себе различные добавочные вещества, которые в тех или иных случаях могут не оказать нужного эффекта или даже нанести вред пациенту.
— Ситуация такая, что есть более дешевые аналоги, которые могут быть применены, а есть более дешевые препараты, которые не обладают терапевтической активностью, потому что разные вспомогательные вещества, разная форма выпуска. Мы обычно говорим о том, что лекарства можно заменить на более дешевый аналог, но это не всегда так, — сказала Елена Неволина.
По ее мнению, последнее время многие привыкли подозревать врачей в каких-либо нехороших умыслах, что на самом деле не соответствует действительности.
— На самом деле проблема решается очень сложно. Ответственность, в том числе уголовную, несет все-таки медицинский работник, и, назначая препарат, он помнит о своей ответственности. По этой причине я считаю, что законодательную инициативу подобного рода нужно хорошо прорабатывать, — подчеркнула Неволина.
Напомним, что указание торгового наименования лекарственного средства было отменено. Сейчас врачи делают назначения по названию международного непатентованного наименования. По замыслу, сам пациент должен выбирать в аптеке из предложенных лекарств нужное именно ему, но в действительности оборот дорогих препаратов существенно не изменился.