При монастырях могут создать «общества возвращения» для бездомных
По словам Ильи Кускова, инициатива реализуема, правда, для ее осуществления требуется федеральная поддержка. Он обратил внимание на то, что помощь бездомным должна оказываться комплексно.
— Должны проводиться беседы с бездомными — их могут вести священники и психологи, также необходимым элементом реабилитации является трудотерапия, — считает Кусков. — Есть удачный пример своеобразного реабилитационного центра в монастыре Нилова пустынь в Твери, там удавалось вернуть людей к нормальной жизни благодаря предоставлению бездомным нормальных условий для проживания и выбора в труде. Ничего не происходило насильно, люди сами выбирали вид деятельности, потому и были позитивные результаты. При трудоустройстве нуждающихся нужно учитывать их навыки, специальность.
Председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Дмитрий Першин также поддержал благотворительную инициативу.
— Помощь нуждающимся — это прежде всего христианское служение. В Евангелии говорится, что мы должны брать на свои плечи горести, боль, житейские невзгоды других людей, помогать им, — говорит Першин. — Однако работа и содержание бездомных — это колоссальная ответственность. О каждом нуждающемся нужно заботиться: кроме психологической помощи, нужно обеспечить работу нуждающихся со специалистами по дальнейшему трудоустройству. Не уверен, что каждый монастырь сможет взять на свои плечи такой крест.
В свою очередь генеральный координатор российского отделения благотворительного фонда Samu Social Мария Седушкина рассказала, что бездомные нуждаются в серьезной психологической помощи.
— У людей, оказавшихся на улице, происходит личностная деформация ввиду стресса. Человек внезапно становится бездомным и вынужден выживать — в такой экстремальной ситуации происходят различные психологические изменения. Бездомных осуждают, смотрят на них с пренебрежением. Если человеку постоянно говорить, что он плох, то в итоге он действительно может стать озлобленным, десоциализироваться, закрыться, — рассказывает Седушкина. — У таких людей происходит разрыв связей с внешним миром, телом, душой. Неопрятная, наслоенная одежда не по сезону, болезни, раны — бездомные нечувствительны ни к боли, ни к изменениям температуры. Характерное доказательство этому — так называемый эффект носка. Бездомные, носящие долгое время одну одежду, порой не могут снять без хирургической помощи носки, так как последние буквально врастают в кожу.
В связи с большим спектром психологических проблем у бездомных их реабилитация, по словам Седушкиной, занимает долгое время.
— С людьми, потерявшими дом, нужно быть очень внимательными и терпеливыми, так как они очень медленно выходят из своего "потерянного" состояния. Нужно замечать все, даже самые маленькие улучшения их психики, как, например, попытки бездомных самостоятельно попросить помощи у посторонних, — обратила внимание Седушкина. — Важнейшим фактором реабилитации бездомных является предоставление им ночлега. Факт того, что можно безопасно переночевать, успокаивает людей: нужно, чтобы церкви предоставили нуждающимся такую возможность.
В то же время профессор Международного института развития Алексей Скопин не уверен в том, что материальная поддержка извне необходима для реализации проекта.
— Cодержание бездомных не требует больших вложений, более того, я сомневаюсь в том, что у монастырей нет денег, — считает Скопин.
Как уже сообщало ИА "Амител", в Подмосковье планируется создать ферму, на которой бездомные могли бы выращивать кроликов и кур за еду и ночлег. Уже выбран предполагаемый для реализации проекта земельный участок неподалеку от Фрязино.