Теленовости заменили кино и развлечения
Погоня за новостями
Значительный прогресс продемонстрировал канал "Россия 24". По данным международного медиаагентства Initiative, в сентябре этого года рейтинг канала по сравнению с показателем прошлого сентября увеличился на 175% до 344,5 тыс. человек (в сентябре прошлого года — 126 тыс.; рейтинг в данном случае — аудитория одной "средней" минуты вещания телеканала, то есть число зрителей, которые смотрят эфир одновременно). Нарастил показатели и телеканал Министерства обороны "Звезда". Правда, всего на 8% по сравнению с прошлым сентябрем (с 230 тыс. человек в сентябре прошлого года до 246 тыс. — в этом).
Доли корифеев российского ТВ относительно начала прошлого телесезона либо упали, либо перестали расти. Самое большое падение рейтинга продемонстрировал телеканал "Культура" — минус 25% по сравнению с сентябрем прошлого года. Еще прошлым сентябрем аудитория одной средней минуты канала составляла 163,6 тыс. человек, в начале нового сезона количество зрителей сократилось до 122 тыс.
Следом идет РЕН ТВ, рейтинг которого в этом сентябре снизился на 23%. В прошлом сентябре наибольшей популярностью у зрителей канала пользовались выпуски новых российских мультфильмов ("Алеша Попович и Тугарин змей", "Илья Муромец и Соловей- разбойник", "Три богатыря на дальних берегах"), говорят в Initiative.
Впрочем, приведенные цифры не совсем корректны, — считают на телеканале.
— Общая цифра по аудитории не может показать объективной картины. Если подсчет велся по аудитории 4+, то такая статистика ни о чем не говорит, это как оценивать финансовые показатели компании по МСФО, где можно "нарисовать" при желании что-угодно. Канал делает ставку на премиальную аудиторию (25–49 лет), и по ней наблюдается существенный рост. Рекламодателям интересна именно такая качественная аудитория, причем по большей части женская. Это уже финансово состоявшиеся, платежеспособные граждане. И естественно, что сетка строится под их интересы и пожелания, — отмечают представители РЕН ТВ.
Естественно, телеканал не игнорирует и потребности зрителей в новостях: в сентябре стартовала информационно-аналитическая программа "Добров в эфире", популярность которой растет с каждым новым выпуском.
Аудиторные потери понес развлекательный канал "Перец" (–17%), семейный СТС (–14%) и НТВ (–11%). Ухудшили свои показатели "ТВ Центр", ТНТ и ТВ3, у "Первого канала" динамика нулевая.
— За последний телесезон доля новостей выросла впервые после кризиса 2008 года, — говорят в Initiative. — Новости заменили фильмы, доля которых снижалась в долгосрочном периоде. Рост развлекательных передач остановился.
Аудиторный сдвиг канала "Россия 24" обусловлен растущим интересом российских телезрителей к новостным программам. Это же объясняет неудачу "Культуры" в новом сезоне.
— Падение связано с общими тенденциями изменения телевизионной аудитории, — пояснили "Известиям" на телеканале "Культура". — Кроме того, зрители пристально следили за политической ситуацией, выбирая соответствующие программы.
Как писали "Известия", с марта 2014 года россияне стали тратить на просмотр теленовостей в два раза больше, чем обычно, — в среднем 52–54 минуты в сутки. Эксперты связывают это с интересом россиян к теме Крыма и украинского кризиса в целом. Именно в феврале-марте суточный аудиторный охват федеральных каналов — "Первого канала", "России 1", "России 24", НТВ, "ТВ Центра", РЕН ТВ, "Пятого канала", Euronews и телеканала "Звезда" — достиг своего пика за два года. Но в сентябре среднесуточные охваты аудитории снизились практически у всех каналов.
Среди новостных каналов самый существенный прирост по аудитории и времени просмотра у телеканала LifeNews, который медиаагентства не относят к федеральным телеканалам. Согласно последним данным TNS, телеканал, запущенный в сентябре 2013 года, вышел к августу 2014 года на третье место (после "России 24" и РБК-ТВ) по охвату аудитории и на второе место (после "России 24") по среднесуточному времени просмотра. По подсчетам TNS, зрители в среднем смотрели LifeNews 31 минуту в день, "Дождь" — 21 минуту, а канал РБК — около 20. У "Россия 24" — 50,4 минуты.
— Наш телеканал хорошо зарекомендовал себя в освещении конфликта на Украине и событий, вызывавших наибольший интерес зрителей. Будь то майдан в Киеве, "вежливые люди" в Крыму, референдум на полуострове и, наконец, столкновения на юго-востоке Украины между силами ополчения и армии Украины — везде наши группы показывали события в прямом эфире. Именно оперативность и эксклюзивные сюжеты, на мой взгляд, и позволили каналу так хорошо стартовать и быстро набрать аудиторию. Причем весьма лояльную — об этом говорит среднесуточное время просмотра. Это позволило нам всего за год обогнать по цифрам телеканал "Дождь" и РБК-ТВ, — говорит главный редактор телеканала LifeNews Анатолий Сулейманов.
По мнению экспертов, появление нового игрока стимулировало и остальных работать более оперативно.
— LifeNews смог изменить расстановку на медийном поле и всего за год заставил считаться с собой не только кабельные или неэфирные каналы, но даже федеральные. Знаю, что после запуска LifeNews руководство крупных телеканалов заставило пересмотреть свою работу сотрудников новостных редакций. То, как канал показывал события с Украины, — образец оперативности, — признал топ-менеджер крупного федерального канала.
Новости заменяют кино и развлечения
Советник гендиректора ВГТРК Виктория Арутюнова отмечает, что федеральные каналы наращивают рейтинги за счет новостного контента и общественно-политических шоу, обсуждающих события в стране и мире. Так, самыми популярными на канале "Россия 1" являются передача "Вести недели" с Дмитрием Киселевым и ток-шоу с Владимиром Соловьевым "Поединок" и "Вечер".
— Это свидетельствует о том, что люди не хотят развлекаться, они хотят ориентироваться в том, что происходит в мире, — говорит Арутюнова.
Сейчас половина контента эфирных каналов — это кино, 21% — развлекательные передачи, а 17% — новости. Еще в сентябре 2012-го — июне 2013-го картина была несколько иной: кино отводилось 55%, развлекательным программам — 22%, а новостным — всего 11% эфира. Другими словами, новости "съели" часть киноэфира.
В этом сезоне главные конкуренты "Россия 1" и "Первый канал" практически остановились в росте рейтинга. Доля "Первого канала" в сентябре составила 14%, как и в прошлом году, "России 1" потяжелела на 2%, до 12%. При этом их охваты аудитории похудели. Так в сентябре 2013 года, по данным TNS Russia, хотя бы минуту в сутки "Первый канал" смотрело 27,5 млн человек, сейчас — на миллион человек меньше. Аналогичная ситуация и у "России 1". Среднесуточный охват в прошлом сентябре составил 25,4 млн человек, в этом — 24,6 млн.
В отличие от каналов ВГТРК рейтинг "Первого канала" прирастает за счет развлекательных шоу. В сентябре "Первый канал" запустил более десятка премьер, в том числе и аналитические передачи ("Толстой. Воскресенье", например), и несколько сериалов, однако наибольший рейтинг имеет музыкальный проект "Голос". Вслед за "Первым" вокальные проекты запустили "Россия 1" ("Артист") и НТВ ("Хочу к Меладзе").
Существенное увеличение рейтинга продемонстрировал только один развлекательный эфирный канал — "Пятница", на 28%. Доля канала в сентябре относительно прошлого года подросла на треть, до 2,2%. Причем прирост обеспечила взрослая аудитория, не являющаяся целевой для телеканала. Среди активов "СТС Медиа" подрос только рейтинг "Домашний", но незначительно — на 2%. Больше всего зрителей на этом канале собирают сериалы "Великолепный век" и "Восточные ночи". Принадлежащий холдингу "Перец" потерял 17% (в этом сезоне у канала практически не было премьер), а флагманский канал СТС — 14%, в новом сезоне он запустил сериалы "Семейный бизнес", "Анжелика" и новый сезон "Восьмидесятых".
Аудиторные потери развлекательных каналов отнюдь не означают потерь рекламодателя для канала, поясняет гендиректор крупной компании-продавца рекламы "Алькасар" (продает рекламу на каналах НТВ, ТНТ, "ТВ Центр" и "Звезда") Алексей Южанов.
— Рекламодатель — заложник своей целевой аудитории. Развлекательные каналы генерируют самые востребованные аудитории, например молодых женщин, — следовательно, говорить о том, что эти каналы пострадали, неправильно. Некоторое снижение в одном месяце может быть скомпенсировано в последующих, — говорит он.