Барнаульцы задолжали ресурсоснабжающим организациям около 13 млрд рублей
Отключение от электроэнергии, канализования или водоснабжения порой становится единственным выходом для поставщиков коммунальных ресурсов в отношении недобросовестных абонентов, которые потреблять потребляют, а платить – забывают. Причем "коммунальная амнезия" у должников сохраняется в течение нескольких лет.
Проснется ли совесть?
Из тысяч злостных неплательщиков складываются миллионные долги ресурсовиков: общая задолженность населения перед ресурсоснабжающими организациями, составляет 1,3 млрд руб. Лидером по недополучению денег от жителей является Барнаульская теплосетевая компания - около 700 млн руб., а "почетное" второе место занимает "Барнаульский водоканал" с дебиторской задолженностью более 450 млн руб. На эти деньги в компании могли бы переложить не один десяток километров водопроводных труб, но барнаульцы не спешат платить по счетам. К тем горожанам, у которых совесть еще спит, работники Водоканала наведываются с полным арсеналом техники для ограничения водоснабжения. Еще на прошлой неделе корреспондентов "Вечёрки" пригласили в очередной рейд к недобросовестным плательщикам, которые задолжали за холодное водоснабжение и водоотведение более 46 тыс. руб., но в день планируемого визита у должников проснулась совесть и они пришли в Водоканал, заплатили 1/5 часть долга и заключили соглашение на рассрочку платежа на полгода – чем сохранили себе холодную воду в доме. Поэтому с аварийной бригадой Водоканала мы встретились позже, возле другого частного дома, на ул. Аванесова.
- По данному адресу проживают 12 человек, приборы учета на холодное водоснабжение не установлены – по этой причине мы производим ежемесячное начисление по нормативу, которое составляет около 600 руб., – рассказывает Ольга Васильева, начальник отдела по работе с населением дирекции по сбыту ООО "Барнаульский водоканал". – По состоянию на 6 октября задолженность жильцов этого дома – почти 16 тыс. руб., такая сумма могла накопиться, если в течение двух лет они не заплатили ни копейки за потребленную воду.
Легким движением руки…
Если следовать букве закона, то ресурсоснабжающая организация имеет полное право приостановить подачу коммунального ресурса через два месяца неуплаты, но такой жесткой политики никто не придерживается. Все мы люди и прекрасно понимаем, что иногда возникают обстоятельства, в которых не находится лишних денег даже на проезд в общественном транспорте, поэтому ресурсовики терпеливо ждут, когда абоненты придут и заплатят, периодически напоминая им об этой необходимости.
- Сначала с должниками общаются наши контролеры, которые в доступной форме объясняют последствия неуплат, затем неплательщикам под роспись дают предупреждение о том, что в случае непогашения задолженности подача холодного водоснабжения будет приостановлена, – продолжает Ольга Юрьевна. – Если результат не достигнут, то мы принимаем решение о приостановлении водоснабжения и отправляем соответствующее уведомления за 20 дней и за 3 дня до отключения. Для многих это уведомление становится серьезным стимулом для полного или частичного погашения долга.
Жители частного дома на ул. Аванесова все устные и письменные увещевания пропустили мимо ушей, поэтому бравые молодцы из Водоканала весьма быстро решили проблему: откачали воду из колодца, вырезали фрагмент трубы и заблокировали ее, чтобы невозможно было соединить. Работа нехитрая и заняла не больше часа.
"Отключат воду… и слава богу"
В случаях с приостановлением подачи любого коммунального ресурса, в том числе водоснабжения, жильцы должны подписать документ о том, что причины проводимого ограничения им известны и они возражений не имеют. Однако достучаться до владельцев этого дома было не так легко. Сначала дом признаков жизни не подавал, потом послышались какие-то шорохи, но к воротам никто не подходил. Только через 20 минут из густого табачного тумана шаркающей походкой вышел сморщенный старик. На вид ему лет 70, но голос его настолько бодр, что больше 45 ему не дашь. Пуская мощные клубы дыма, он дыхнул перегаром: "Что подписать?" – и молча начертал какие-то символы.
- Почему не платишь за воду? – спрашивает у него контролер.
- Денег нету, – бодро декламирует старик, смачно затягиваясь папиросой.
- Так вас в доме живет 12 человек, неужто денег ни у кого нет?
- Неа. Двое сыновей, дочь, их жены-мужья и внуки – и никто платить не хочет, – разговорился Николай Михайлович (так зовут старика). – Я каждый месяц собрания провожу, говорю: давайте по тысяче будем платить – не хотят. А я ж не могу у них из карманов вытаскивать. А один отдуваться не буду. Отключат воду, а мне и слава богу, я вот возьму пятерочку (пятилитровую бутылку. – Прим. авт.), за водой схожу на колонку и мне до ушей хватит, а они пусть как хотят перебиваются.
Глава семейства выкинул окурок и, хлопнув дверцей некрашеных ворот, удалился в свои "хоромы".
Скажем нет канализованию!
Пока аварийная бригада завершала свою работу, Ольга Васильева поделилась еще одной, не менее значимой для предприятия проблемой.
- Частный сектор задолжал нашей компании 25 млн руб., на фоне общих 450 млн руб. – это капля в море. Самая большая дебиторская задолженность – 418 млн руб. принадлежит жителям многоквартирных домов под управлением УК и ТСЖ, еще 7 млн руб. – многоэтажки с непосредственной формой управления. По понятным причинам в многоквартирных домах отключить холодную воду недобросовестному потребителю не получится, поэтому мы ограничиваем водоотведение. Наша команда выезжает по адресу и ставит заглушку на канализационный выпуск из квартиры должника. Перед этим ему несколько раз напоминается о необходимости расплатиться за услуги и только после игнорирования предупреждений происходит ограничение. Когда не работает смыв, жители сразу бегут оплачивать долг и извиняются за нерегулярность платежей.