Алтайский край и несколько регионов Сибири ощущают дефицит бензина

В Иркутской, Новосибирской, Омской областях, Алтайском крае отсутствие бензина на автозаправках связано с ремонтными работами на Омском и Ангарском НПЗ. Об этом заявили в Минэнерго. Запасы топлива в регионах Сибири подходят к концу, но чиновники дефицита не признают.

Алтайский край и несколько регионов Сибири сегодня ощущают дефицит бензина: на некоторых АЗС запасов осталось на пару недель, другие вовсе приостановили работу. Дефицит топлива вызвали взрыв на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе в июне этого года и ремонтные работы на Омском, Ангарском и Московском НПЗ в сентябре.

Тем временем объемы топлива, которые предназначались для регионов Сибири — Алтая, Кемеровской и Новосибирской областей, стали перенаправляться в Московский регион. Усложнила ситуацию и компания "Крайснефть", которая контролирует более 15% розничного рынка Иркутской области и покупает топливо в Омске и Ангарске. Компания приостановила работу своих АЗС, однако крупная независимая сеть АЗС "Омни", продолжает продажу топлива и отмечает наличие очередей на АЗС в связи с высоким спросом на бензин.

По сообщению губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, регион обратился к "Роснефти" с предложением экстренного перераспределения поставок моторного топлива на Ангарскую нефтехимическую компанию (принадлежит "Роснефти"). Как отмечается на сайте правительства Иркутской области, подобное сообщение было направлено и руководству "Газпром нефти", чьи заводы преимущественно поставляют топливо независимым операторам, осуществляющим деятельность в регионе.

Пока Российский топливный союз заявляет о дефиците топлива на независимых АЗС в регионах, представители нефтехимических компаний и Минэнерго говорят обратное. Компании уверены: дефицита топлива у них не будет, а представители Минэнерго не подтверждают информацию о дефиците бензина в Сибири.

В свою очередь, директор департамента Минэнерго России Михаил Грязнов связывает наличие очередей на АЗС Новосибирской и Иркутской областей с несвоевременным направлением заявок нефтекомпаниям. По его словам, независимые операторы АЗС стремятся получить бензин по более низкой цене ближайшего Омского НПЗ, причем иные варианты поставок ими не рассматриваются.

В пресс-службе "Газпром нефти" прокомментировали Gudok.ru, что компания продолжает поставки бензина независимым сетям АЗС Новосибирской области, причем по ценам нижнего ценового сегмента. Согласно предоставленной информации, с начала лета компания даже повысила объемы поставок в Новосибирскую область более чем на 7,5 тыс. тонн среднемесячно.

"Нельзя забывать, что приоритетом компании летом было увеличение объемов поставки бензинов в Сибирский регион для предотвращения возможного топливного дефицита из-за аварии на одном из российских НПЗ", — подчеркивают в пресс-службе.

Как рассказал Gudok.ru исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, что ситуацию нельзя назвать критической. "Ситуация нервирует рынок и способствует росту оптовых цен, и как только заводы закончат свои профилактические мероприятия и войдут в нормальный производственный цикл, думаю, все наладится", — подчеркнул он.

По словам экспертов, ситуация должна стабилизироваться со второй половины октября, когда спрос на бензин уменьшается и оптовые цены начинают снижаться.

Григорий Сергиенко уверен — ситуация стабилизируется, однако проблемой может стать новый технический регламент на выпуск в обращение автомобильных бензинов. "Обычно пик доходности наступает зимой, когда снижаются оптовые цены, а розничные — растут. Как будет в этом году, сложно сказать, потому что с января мы еще и переходим на "Евро-4", — отмечает эксперт.

По словам специалиста, не все НПЗ успеют до зимы перейти на новый экологический стандарт "Евро-4". Таким образом, ситуация может усложниться, поскольку спрос внутреннего рынка зимой 2014 года будет по новым стандартам.Напомним, что технический регламент предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта не ниже "Евро-2" до 31 декабря 2012 года, "Евро-3" — до 31 декабря 2014 года, "Евро-4" — до 31 декабря 2015 года, "Евро-5" — с 1 января 2016 года. Однако дочернее предприятие ОАО "НК "Роснефть" с начала октября 2014 года уже приступило к производству бензина АИ-92 класса, соответствующего требованиям высшего экологического стандарта "Евро-5".

Тем временем последствием бензинового кризиса в Сибири может стать ситуация, когда мелкие независимые заправки не смогут справляться с работой. По словам председателя Алтайского топливного союза Юрия Матвейко, такая проблема действительно существует. "Я общался с представителями АЗС Бийской зоны региона. У кого-то запас топлива на пять-восемь дней, у кого-то на более долгий срок. Но если дело так пойдет дальше, еще два-три месяца, то мелкие независимые заправки выжить не смогут", — отметил спикер.

Однако Григорий Сергиенко считает иначе: "Если независимые АЗС уйдут с рынка, то жизнь в России буквально остановится", — уверяет эксперт. По его словам из порядка 22 тыс. АЗС, нефтяным компаниям принадлежит лишь 7,5 тыс., поэтому обеспечить страну топливом они не смогут.

"Крупные компании себя, естественно, не забывают, а на мелкие поставок пока нет", — добавил Юрий Матвейко. По его словам, сложившаяся ситуация повторяется и напоминает 2011 год, когда сбытовые нефтяные компании "Роснефть" и "Газпромнефть" перестали торговать топливом для частной розницы.

Действительно, для независимых операторов остро стоит вопрос цены бензина в рознице, в худшем случае — их работа рискует стать нерентабельной. По словам специалистов, такая ситуация может привести к закрытию небольших АЗС, что скажется на жизни ряда районов края.

"Топлива на бирже либо нет, либо оно предлагается по цене, которая с учетом доставки до Алтайского края составляет 41 тыс. рублей за тонну. В рознице — это чуть больше 31 рубля за литр. Для независимых операторов биржевая стоимость заведомо убыточная", — добавил Юрий Матвейко.

Григорий Сергиенко отметил, что любой дефицит в конечном счете приводит к росту цен, поэтому бензин может дорожать. "Если цена на сырье падает, то и цены должны падать. У нас, увы, все наоборот. Доходы высоки, если только высоки цены на нефть", — отмечает эксперт.

По его мнению, вся проблема в том, что в России нарушен баланс спроса и предложения бензина. "Предложения на внутреннем рынке уменьшаются, что подтверждается и биржевыми индексами, плюс то явление, которое мы наблюдаем по Алтайскому краю и в Новосибирской области", — заметил Григорий Сергиенко.
Читайте полную версию на сайте