Профсоюзы: 4-дневная рабочая неделя сократит безработицу в регионах
Отечественные профсоюзы уже давно сами ставили вопрос о четырехдневной рабочей неделе и готовы принять участие в подготовке необходимой законодательной базы. Так зампредседателя Московской федерации профсоюзов (МФП) Сергей Чиннов прокомментировал планы комитета Госдумы по труду в ближайшее время рассмотреть вопрос перехода на четырехдневную рабочую неделю. С таким предложением в начале октября публично выступила Международная организация труда (МОТ).
— Видимо, голос МОТ тут более весом, и я рад, что к нему прислушались. Но мы еще год назад начали проводить свои круглые столы по этому вопросу. Хорошо, что наконец работа началась, — отметил Чиннов.
По его словам, профсоюзы сами предлагали эту идею, потому что она позволит решит проблему безработицы в регионах.
— В Москве, где эта проблема не стоит так остро — есть много вакансий, новый режим работы позволит решить транспортную проблему, — уточнил зампред МФП.
Как уже сообщало ИА "Амител", ранее глава думского комитета по труду Андрей Исаев предложил обсудить введение 36-часовой рабочей недели с сохранением оплаты, чтобы сокращение рабочих дней не привело к появлению 10-часового рабочего дня.
Представители профсоюзов согласились, что подобная норма повысит комфорт и производительность труда.
— Необходимо будет изменить Трудовой кодекс РФ, вписав туда вместо 40 часов — 30, — отметил он.
Не у всех профсоюзных деятелей идея вызвала восторг. Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заметил, что никакой официальной инициативы МОТ о переходе на четырехдневную рабочую неделю не было.
— На сайте Международной организации труда представлено лишь частное мнение одного из экспертов МОТ, — уточнил он.
Тем не менее Шмаков также подтвердил, что профсоюзы согласны с данным предложением, но с условием сохранения заработной платы.
— В российском законодательстве предусмотрена 40-часовая рабочая неделя. Можно "втиснуть" 40 часов и в четыре рабочих дня, тогда рабочий день будет составлять 10 часов, если не менять количество часов в рабочей неделе, — заявил он.
В качестве альтернативного пути он указал на опыт Франции, где установлена 36-часовая рабочая неделя.
— Три выходных дня лучше, чем два, но этот вопрос требует серьезного обсуждения, в частности, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", — полагает Шмаков.
В свою очередь, представители среднего бизнеса отнеслись к предложению с негодованием.
— Идея сократить рабочую неделю до четырех дней — из разряда социально-популистских игр. Только работодатель, — разумеется, в рамках Трудового кодекса РФ, — может определять объем нагрузки на подчиненных, и вторгаться в эту область было бы опасно: последствием сокращения рабочей недели, скорее всего, станет снижение производительности труда, — сказал член совета московского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Дмитрий Несветов. — Не секрет, что одна из проблем российской экономики — низкая производительность труда: мы работаем мало и неэффективно, так что предлагаемое нововведение ни к чему хорошему не приведет.
Несветов добавил, что оценить возможные убытки предпринимателей от осуществления предлагаемой инициативы на данном этапе довольно сложно, потому что непонятно, будет ли это обязательной мерой или нет.
— Можно предположить, что расходы бизнеса будут пропорциональны тому времени, на которое сократят рабочую неделю — 20%, — полагает эксперт.