С контрафактной одеждой предлагают бороться с помощью маркировки

По экспертной оценке Союзлегпрома, доля незаконно произведенного и ввезенного товара на территорию России составляет 35% от розничного рынка легкой промышленности, а это порядка 910 млрд рублей в год. В связи с этим Минпромторг считает необходимым введение маркировки на товары легкой промышленности. Об этом "Известиям" рассказал замминистра Виктор Евтухов.

В рамках рабочей группы, созданной при Евразийской экономической комиссии, специалисты из России, Белоруссии и Казахстана разрабатывают концепцию системы и проекта международного договора о введении радиочастотной маркировки. Система учета и контроля товарооборота позволит отслеживать изделие, которое произведено на территории России или ввезено в нашу страну. Предполагается, что эта технология будет применяться в отношении товаров на всей территории Таможенного союза. 

— При анализе на месте продажи контролирующий орган сможет через систему идентификации товара определить историю его происхождения и передвижения по стране. В случае, если товар не отразится в базе, он будет признан нелегальным, — рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. — В России пока не определен уполномоченный орган, ответственный за введение маркировки. Это, конечно, тормозит работу, в том числе реализацию пилотного проекта. Однако к работе будут подключены ФТС, Роспотребнадзор, ФНС, МВД, Минпромторг. 

Замглавы Минпромторга отметил, что инициаторами введения маркировки в значительной степени явились легальные производители и импортеры, которые платят все налоги и пошлины, а конкурируют фактически с товаром "из-под полы", качество которого зачастую невозможно проверить.

Разработчики концепции системы маркировки во многом опираются на белорусский опыт, который уже показал, что внедрение маркировки значительно снижает количество контрафактных и контрабандных товаров, находящихся в обороте. Эффект от сбора налогов и пошлин по некоторым видам товаров (без повышения на них отпускных цен) в Белоруссии составил 400 и более процентов. 

Предполагается, что стоимость одной марки составит от 1,5 до 5–7 рублей — в зависимости от степени защиты и применения технологий электронной идентификации. Считывание и проверка метки будут возможны как с применением аппаратных средств, так и визуально. К примеру, удорожание шубы на 5–7 рублей практически не повлияет на ее розничную цену. 

— Введение маркировки призвано победить "серый" бизнес. Однако есть доля правды и в том, что он тоже дает рабочие места. Тем не менее это его не оправдывает. "Серые" и "черные" схемы ведения бизнеса вынуждены будут или перейти в легальное поле, или исчезнуть. Для добросовестных предпринимателей в России продолжают совершенствоваться комфортные условия ведения бизнеса, в том числе с применением льготного и упрощенного механизмов налогообложения, — отметил Виктор Евтухов. 

По мнению председателя комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты Александра Борисова, использование радиочастотных меток для маркировки товаров класса люкс можно и нужно использовать в реалиях современного рынка, а вот к маркировке товаров повседневного спроса российский рынок еще не готов. 

— На сегодняшний день добавление к цене товара даже нескольких процентов чувствительно для рынка, потому что это будет перекладываться на потребителя, — отмечает Александр Борисов. — Крупнейшая американская компания Walmart уже перешла на эту систему, у них маркируется вся гамма непродовольственных товаров. За счет масштабов и оборота они, конечно же, покрывают расходы на маркировку. 

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Гартунг считает, что введение маркировки на всей территории Таможенного союза, безусловно, поможет пресечь контрафакт и возможность обходить санкции. Но эта процедура должна быть максимально эффективной и минимально затратной для бизнеса.

— Весь вопрос в том, как технически это исполнить, чтобы это не было обременительно и не затруднило логистику. Бизнес давно применяет маркировку товаров. Другое дело, что каждое предприятие определяет для себя необходимый ему объем информации. Но если это уже вводится на межгосударственным уровне, то соответственно должен быть определен объем и характер этой информации. Здесь не нужно много сведений о товаре, но их должно быть достаточно для пресечения контрафакта, — считает Валерий Гартунг. 

Зачастую контрафактную продукцию можно найти и среди известных российских брендов. К примеру, на российском рынке можно встретить даже подделки оренбургских пуховых платков.

— К сожалению, операторы рынка сильно страдают от контрафактной продукции, а покупатель вместо известного бренда может получить дешевую подделку, разумеется, это отражается и на репутации производителя, и на самом бренде, — отмечает председатель совета директоров фабрики Оренбургских пуховых платков Олег Гремпель. — Буквально месяц назад мы обращались в письме к главе Минпромторга с похожим предложением по пресечению поступления на рынок контрафактной продукции, под которым подписались наши комбинаты и фабрики. Мы полностью поддерживаем идею введения маркировки, которая позволит проследить весь путь товара до потребителя. Здорово, что мы мыслим в унисон.  

Представитель ассоциации компаний розничной торговли, член рабочей группы при Евразийской экономической комиссии по маркировке товара Анна Орлова рассказала, что заседания рабочей группы проходят еженедельно. 

Она отметила, что уже был проведен пилотный проект на площадке компании меховых изделий "Снежная королева", в рамках которого были апробированы все складские операции и испытан прототип системы маркировки не только в логистических, но и в  государственных целях — от декларирования товара до реализации в розничной сети. Для идентификации товара использовались RFID-метка, преимущество которой в возможности считывать информацию не видя саму метку. 

— Мы будем рассматривать варианты маркировки в зависимости от возможностей предприятия. Для крупных гораздо удобнее иметь свое оборудование и делать маркировку у себя на заводах-производителях, не пользуясь услугами контрагента. Для мелких предприятий, возможно, удобнее будет заказывать такие метки с их коммерческой информацией, чтобы не покупать дополнительное оборудование, — говорит Орлова. 

Эксперт отметила, что система маркировки будет тестироваться только на меховых изделиях. А ее непосредственное внедрение намечено на 1 января 2016 года. 

— Чтобы проанализировать эффективность процедуры, должен пройти год с момента внедрения. Меховые изделия были выбраны потому, что это люксовая категория товаров, и тестировать на них практически безболезненно как для бизнеса, так и для потребителя, —полагает Орлова. — К тому же именно по ним на сегодняшний день наибольший процент нелегального оборота — порядка 80%. Уже по результатам испытаний будет проведен детальный анализ процедуры. Будет ясно, какие от этого дополнительные поступления в бюджет и какие преимущества для бизнеса. Предполагается, что одно из явных преимуществ — усовершенствование логистических решений компании. 

Далее на основании анализа решением трех сторон Таможенного союза будет утверждаться перечень маркируемых товаров. 

Читайте полную версию на сайте