Автошколам разрешили арендовать землю у стадионов под автодромы
Власти Москвы предложили автошколам арендовать плоскостные парковки стадионов и использовать их в качестве автодромов в дни, когда не проходят массовые мероприятия. В список, в частности, попали стадионы "Лужники", "Динамо" и ЦСКА. Однако, как рассказала "Известиям" исполнительный директор Ассоциации автомобильных школ Елена Зайцева, спорткомплексы отказываются оформлять договоры аренды. Тем временем 12 августа этого года вступил в силу приказ, предъявляющий требования к размеру автодромов: их площадь должна быть не менее 2,4 тыс. кв м. На сегодняшний день только две столичные автошколы получили заключения ГИБДД, разрешающие набирать новые группы. Остальные не имеют права продолжать образовательную деятельность, пока не обзаведутся необходимыми площадками для практических занятий.
По словам Елены Зайцевой, в Москомархитектуре им предложили использовать территорию стадионов в ответ на просьбу выделить земельные участки под автодромы (документ находится в распоряжении "Известий").
"Москомархитектура считает целесообразным использовать под размещение автодромов территории, прилегающие к существующим спортивным объектам, сооружениям и стадионам, таким как "Динамо", "Лужники", ЦСКА и другие, а именно: плоскостные паркинги в свободное от массовых мероприятий время", — говорится в официальном сообщении комитета.
Как рассказала Зайцева, они обзвонили практически все спортивные сооружения Москвы и получили отказ.
— Никто не хочет официально оформлять договоры субаренды или аренды, поскольку, во-первых, для них сразу увеличивается ставка арендной платы, — говорит она. — А во-вторых, обустройство автодромов будет считаться нецелевым использованием, что возможно только с разрешения собственника, то есть города.
В пресс-службе комплекса "Лужники" рассказали, что они постоянно сдают территорию в аренду разным автошколам.
— Такая практика у нас только приветствуется, поскольку это рациональное использование площадей, причем не только парковок, и это помогает комплексу удержаться на плаву, — говорят в пресс-службе. — Мы выделяем специально огороженные территории, а автошколы сами организуют там необходимую разметку для занятий по программе "Площадка". И это никак не идет вразрез с целевым использованием, поскольку мы акционерное общество и осуществляем разноплановую деятельность — от спортивных мероприятий до концертов.
Отметим, что 12 августа этого года вступил в силу приказ Минобрнауки "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий". Согласно документу, автошколам предъявляются новые требования по программам обучения и по техническому оснащению курсов. В частности, они должны обзавестись автодромом площадью не менее 2,4 тыс. кв м (0,24 га), который нужно оборудовать светофором, дорожными знаками, "зеброй" и перекрестком, а также закупить в классы интерактивные доски и ввести новую дисциплину по психологии вождения.
Представители автошкол главной проблемой называют отсутствие земельных участков необходимых размеров под автодромы.
— В Москве землю вообще невозможно найти и тем более оформить, как того требует ГИБДД, — в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, — говорит Зайцева. — Если и удастся найти какие-то подходящие площадки, то они, скорее всего, будут располагаться далеко в области и все учащиеся будут вынуждены тратить много времени, чтобы туда добраться. При этом стоимость обучения, чтобы окупить затраты на аренду таких площадок, вырастет как минимум в полтора раза.
По данным ГИБДД РФ, по состоянию на конец сентября в Москве только две автошколы получили заключения о соответствии учебно-материальной базы образовательных учреждений и согласовании программ подготовки водителей: учебный центр подготовки водителей ГБПОУ Технологический колледж № 21 и ООО "Учебный центр "Перспектива". По России подало заявки 941 образовательное учреждение, получили положительные решения о согласовании рабочих программ 107 организаций, а положительные заключения о соответствии учебно-материальной базы — 22.
Как рассказали в учебном центре Технологического колледжа, для них размер площадки не стал проблемой, поскольку территория автодрома равняется 0,28 га.
— К приезду ГИБДД мы готовились около месяца: приводили в порядок документы, освещение площадки, транспортные средства, а также пополняли преподавательский состав. Теперь у нас появились в штате психологи для обучения по новой дисциплине, — говорят в автошколе. — Стоимость курсов выросла в среднем на 10 тыс. рублей, сейчас она составляет порядка 45 тыс. Пока огромного наплыва желающих мы не наблюдаем. Пик пришелся на конец июля, когда все хотели успеть пройти обучение по старым программам.
Остальные столичные автошколы ждут заключения ГИБДД и не ведут набор на обучение по новым программам — предположительно, такая ситуация продлится до середины-конца октября.
— У нас можно оставить предварительную заявку на обучение, — предлагают в школе "Автофактор". — Но занятия начнутся не раньше середины октября, когда мы пройдем переаттестацию. Сразу же стартует 2–3 группы, поскольку за это время накопилось очень много желающих. При этом ценовая политика изменится, стоимость будет от 30 тыс. до 40 тыс. рублей (на данный момент указанная на сайте организации цена колеблется от 18,4 тыс. до 31 тыс. рублей в зависимости от количества часов обучения. — "Известия").
В "Центральной автошколе" до официального перехода на новые программы предлагают пройти консультации по правилам дорожного движения за 6,8 тыс. рублей.
— Консультации с инспекторами дадут необходимые первоначальные знания, чтобы подготовиться к началу обучения. Однако это никак не повлияет на последующий срок обучения, — сказали в автошколе.
В Госавтоинспекции отметили, что никаких проверок о продолжении образовательной деятельности автошколами они проводить не будут, поскольку в их полномочия входит только осуществление проверки примерных программ и материальной учебной базы. Однако планируется, что вскоре информация о всех выданных автошколам заключениях будет размещена на сайте ГИБДД.
В Управлении по контролю и надзору в сфере образования Москвы не смогли дать оперативный комментарий о целесообразности проведения таких проверок.
Кроме того, представители автошкол в августе направили заявления в Генпрокуратуру и в Федеральную антимонопольную службу России с просьбой предоставить им переходный период в полгода, чтобы успеть выполнить все требования и при этом не приостанавливать образовательную деятельность. По этому вопросу они получили отказ, поскольку переходный период не предусмотрен приказом.
"Необходимость установления переходного периода вступления в силу нормативно-правового акта определяется его разработчиком. Таким образом, вопрос по установлению переходного периода вступления в силу Приказа № 1408 относится к компетенции Министерства образования и науки РФ", — говорится в официальном ответе ФАС (документ находится в распоряжении "Известий").
Напомним, в ГИБДД отмечали, что проект примерных программ размещался еще в декабре 2013 года на официальном портале правовой информации в интернете и автошколы имели возможность ознакомиться с ним, принять участие в его обсуждении, у них было время подготовиться к изменениям, тем более что отличий по обучению не так много.
Ведущий юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев убежден, что площадки для автошкол должны обязательно находиться в пределах города.
— Вопрос с площадками для проведения практических занятий надо решать таким образом, чтобы людям было удобно. Москва — крупный мегаполис, где практически отсутствует свободная земля. Я считаю решение властей предоставить асфальтированные площадки рядом с крупными спортивными объектами абсолютно разумным, потому что люди не должны тратить много времени на дорогу до тренировочной базы, — сказал Гордеев. — В качестве возможных площадок в городе можно также рассмотреть промышленные объекты, аэродромы или участки перед выставочными центрами в те дни, когда там не проводят мероприятия. Нужно провести ревизию городских объектов и выявить те городские территории, которые можно использовать в интересах автошкол.
При этом эксперт отметил, что, несмотря на рост цен на курсы вождения, спрос на услугу не пропадет, потому что люди всё равно продолжат приобретать автомобили и получать права.