Эксперт: в глубинке «сити-менеджер» — ругательство
В числе регионов, принявших решение упразднить прямые выборы мэров и
назначать их из числа депутатов городских парламентов, — Ростовская,
Самарск
В ходе реформы отменяются и выборы глав районов. Жители будут избирать только муниципальных депутатов и глав поселений, и уже эти депутаты сформируют заксобрание района, определят главу райсовета и назначат сити-менеджера. Сейчас есть два варианта формирования районной власти: с прямыми выборами и без.
Куратор муниципальной реформы, единоросс Вячеслав Тимченко, на прошлой неделе оставил пост председателя Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) и перешел из Госдумы в Совет Федерации. Его преемник в ВСМС — мэр Самары Дмитрий Азаров. Тем не менее Тимченко продолжит заниматься реформой, возглавив экспертный совет организации.
"Лента.ру": Вячеслав Степанович, на какой стадии сейчас находится реформа?
Поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления, подписанные президентом России в конце мая, дают право регионам выбрать модель работы органов власти в городах, а также закрепляют за муниципалитетами перечень 16 "несгораемых" полномочий. Региональные парламенты в течение полугода должны принять законы, изменяющие порядок формирования органов местного самоуправления или сохраняющие уже действующий. Срок истекает 27 ноября. На данный момент такие законы уже приняты в половине субъектов РФ. В основном это те регионы, где 14 сентября не проводились муниципальные выборы. Из них порядка 80 процентов ничего менять не стали и лишь закрепили действующую у них модель. А примерно 20 процентов изменили порядок формирования муниципальной власти: либо решили главу города избирать из числа городских депутатов, либо вернулись к прямым выборам мэров. Стоит отметить, что более всего изменения коснулись поселенческого уровня, а не городских округов и муниципальных районов. Исключение — Челябинск, поделенный на районы. Там местная власть теперь устроена так: каждый из семи районов города стал отдельным муниципальным образованием с собственным собранием депутатов. Районные депутаты будут избирать главу района и назначать своего сити-менеджера. Также они делегируют своих представителей в городскую думу — по семь человек от района. И депутаты гордумы выберут главу Челябинска, совмещающего этот пост с работой в качестве председателя думы.
А если спустя какое-то время регион поймет, что принятая модель ему не подходит и захочет изменить правила?
Федеральный закон этого не запрещает. Есть ограничение — нельзя менять порядок избрания в муниципальные органы власти менее чем за полгода перед выборами. К нам обращались и губернаторы, и советы муниципальных образований. Мы им рекомендовали не торопиться, подготовить качественные предложения, чтобы потом не дергаться из стороны в сторону.
От каких факторов зависит целесообразность сохранения в регионе прямых выборов глав городов?
Большую роль играет традиция, территориальные и культурные особенности региона, степень политической активности его жителей. Но, на мой взгляд, наиболее эффективная форма управления городом — избирать мэра-председателя городской думы из состава городских депутатов, а главу администрации нанимать по контракту.
В этом случае выше мотивация, выше эффективность взаимодействия между различными ветвями власти, меньше популизма и нет необходимости красивыми словами выдергивать деньги из бюджета. Депутаты представляют интересы избирателя и формулируют приоритеты, а их реализацией занимается глава администрации и его аппарат. Нанимаемый по контракту администратор работает не в интересах каких-то группировок, но делает акцент на том, что нужно для развития региона в целом. В этом и заключается профессионализм. А каждый кандидат, идущий на прямые выборы, обещает населению что угодно, все блага. И как потом эти обещания выполнять?
Но избранный мэр чувствует больше ответственности перед своими избирателями, чем глава города, назначенный из числа депутатов либо нанимаемый по контракту сити-менеджер…
Хочу сказать, что такого понятия, как "сити-менеджер", в законодательстве нет, это термин, широко используемый в СМИ. И в глубинке он воспринимается как ругательство.
Глава муниципалитета должен заниматься управленческой работой, а не политесом и доказательствами того, что он лучше губернатора. Иногда бывает, что человек избрался, а потом просто не ходит на работу, например уезжает за границу. И ничего с этим народным избранником не поделаешь. Если бы он был избран из состава депутатов, то они бы в таком случае проголосовали за его отставку. А если глава администрации не ходит на работу — контракт с ним разорвали, и все.
У нас на комитете (Вячеслав Тимченко входил в комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления — прим. "Ленты.ру") даже рассматривалась инициатива, согласно которой, если человек на работу не ходит, его можно увольнять. Даже если он избран народом. Но поправки не прошли, поскольку были признаны неконституционными.
Мы видим, что в некоторых регионах отказ от прямых выборов вызывает протест градоначальников...
Есть пример из недавнего прошлого, показывающий, что избранные мэры хорошо встраиваются в новую систему. Леонид Рокецкий, возглавлявший Тюменскую область до 2001 года, делал ставку на избранных глав муниципалитетов. Победивший его на выборах Сергей Собянин — на назначаемых по контракту. С приходом Собянина те руководители, которые избирались напрямую и были эффективны, перешли на контрактную работу. Несогласным новый губернатор предложил возглавить городские или районные думы.
Некоторые регионы не переходят к системе сити-менеджеров, потому что в России очень мало профессиональных управленцев-муниципалов. Спрос на таких специалистов удовлетворен всего на 10-15 процентов. Система общегосударственной системы подготовки муниципальных управленцев в стране отсутствует.
Как решается проблем подготовки муниципальных кадров?
Разработать предложения по совершенствованию механизмов подготовки кадров для органов местного самоуправления Владимир Путин поручил в конце мая правительству и профессиональным организациям, в том числе ВСМС. Правительство готовит поправки в законодательство, а мы с сентября запустили проект по формированию на базе региональных отделений ВСМС девяти консультационных центров. Они займутся обучением и консультированием глав муниципалитетов и депутатов. Планируем провести как минимум 40 обучающих мероприятий. Законы о местном самоуправлении и отраслевые законы, затрагивающие муниципальную сферу, постоянно меняются, на местах не всегда успевают за этим уследить. Кроме того, муниципалы часто нуждаются в помощи экспертов при реализации законодательных новелл.
Чтобы повысить финансовую самостоятельность муниципалитетов, ВСМС предложил наделить органы местного самоуправления правом вводить местные налоги. Например, сборы с юрлиц и индивидуальных предпринимателей за размещение объектов торговли и досуга, сборы за использование местной символики, курортные сборы с собственников гостиниц и другие. Не приведут ли эти меры к протесту со стороны бизнеса?
В Бюджетном кодексе за муниципалитетами закреплены только земельный и имущественный налоги. До тех пор пока муниципалитетам не передадут ряд налогов, на формирование базы которых они влияют, а также пока не пропишут возможность устанавливать дополнительные местные налоги и сборы, большинство российских районов, городских и сельских поселений так и останутся дотационными. Я уверен, что руководитель МО и местные депутаты не станут резать курицу, несущую золотые яйца, они понимают, какие налоги можно вводить, а какие станут чересчур обременительными. В советское время было около 50 местных налогов, и каждый муниципалитет сам определялся с их выбором.
Дина Ушакова, Лента.РУ