Дорогие россияне: на что правительство потратит деньги в следующем году
Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущий год. Ожидаются доходы в 15 триллионов рублей, но этого не хватает. Потратить чиновники намерены на 500 миллиардов рублей больше. "Лента.ру" проанализировала предстоящие бюджетные расходы.
Не по Сеньке шапка
Расходы российского бюджета на 2013 год запланированы в размере 15 триллионов 513 миллиардов рублей. Соответственно, дефицит государственной казны, который будет покрыт за счет внутренних заимствований, составит 430,8 миллиардов рублей. Второй факт, бросающийся в глаза при изучении представленного кабинетом министров документа, — усиление зависимости бюджета от мировых цен на нефть. В абсолютных показателях это выглядит следующим образом. Из 15 триллионов 513 миллиардов рублей доходов на налоги с нефтяной и газовой отрасли теперь придется почти половина — 7,37 триллиона рублей. Остальное — налоги, уплачиваемые другими отраслями и самими российскими гражданами, — 7,7 триллиона.
Как считают эксперты, усиление нефтяной зависимости бюджета, а вместе с ним и всей экономики, происходит как раз из-за постоянного в последние годы роста расходов. Расходы растут быстрее доходов. Проведем сравнение. Закон о бюджете на 2007 год. Доходы — 6 триллионов 965 миллиардов, расходы — 5 триллионов 463 миллиарда. Профицит — более полутора триллионов. 2006 год: доходы — 5 триллионов 46 миллиардов, расходы — 4 триллиона 270 миллиардов. 2004 год: доходы — 2 триллиона 742 миллиарда, расходы — 2 триллиона 660 миллиардов.
Директор института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что нынешние расходы завышены.
"России не хватает 15 триллионов рублей из-за того, что в свое время взяли повышенные обязательства. Это происходило в два этапа: сначала в период кризиса 2008-2009 годов, потом во время предвыборной каомпании 2011 года. И в результате (несмотря на высокие цены на нефть) дефицит в 500 миллиардов рублей. Бюджет не выдерживает таких расходов — не по Сеньке шапка", — сетует эксперт. По его мнению, в бюджете на 2015 год завышены расходы на оборону, социальную политику, содержание госаппарата (в том числе, на зарплаты чиновников) и некоторые инвестпроекты. Рассмотрим эти расходные статьи по отдельности.
В неоплатном долгу
Самая затратная статья — социальная политика. На нее приходится четверть общего объема расходов — 3 триллиона 931,4 миллиарда рублей. По 24 тысячи рублей в год на каждого россиянина. Это на 12╧процентов больше, чем в текущем году. И более 90 процентов расходов по данной статье — это трансферт Пенсионному фонду России, который, в свою очередь, тратит деньги на выплату пенсий, материнского капитала, пособий по инвалидности и так далее.
Оставшиеся 10 процентов закон о бюджете описывает следующим образом: "социальное обслуживание населения, социальное обеспечение населения, охрана семьи и детства, прикладные научные исследования в области социальной политики, другие вопросы в области социальной политики". Что исследуют и что за вопросы, по-видимому, требует дополнительного обсуждения с самими министрами.
Итак, рост социальных расходов в первую очередь связан с увеличением трансферта Пенсионному фонду России. Этот показатель в следующем году достигнет 2,7 триллиона рублей. В том числе на обеспечение сбалансированности — 430 миллиардов рублей. А дефицит самого ПФР — 829 миллиардов рублей против 335 миллиардов рублей в 2014-м. Хотя, по идее, у этого внебюджетного фонда есть собственные источники дохода на выплату пенсий — социальные взносы работодателей из фонда оплаты труда. Но каждый раз этих средств не хватает. И кассовый разрыв растет.
Самое интересное, что траты федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР — это не все расходы правительства на пенсии. В стране есть особая категория людей, которой пенсия выплачивается из других источников, нежели всем остальным. Это государственные служащие, депутаты Госдумы, сотрудники министерств и ведомств, работники силовых ведомств (офицеры вооруженных сил, работники правоохранительных органов, МЧС, ФСБ и т.д.). У них размер пенсии определяется не пенсионной формулой, а параметрами, заложенными в закон о государственной службе. И зависит не от отчислений в ПФР в период работы, а от тарифной сетки. Например, чиновник, проработавший в соответствующем ведомстве 15 лет, имеет право на пенсию, составляющую до 75 процентов от оклада. Соответственно, с ростом зарплат чиновников растут и их пенсии.
Возьмем, к примеру, депутата Госдумы, зарплату которого повысили с начала текущего года с 250 до 420 тысяч рублей. Если парламентарий переизбирался по крайней мере трижды, ему будет начислена пенсия в 315 тысяч рублей. А среднероссийская пенсия — 11 тысяч. Впрочем, депутатов Нижней палаты Федерального собрания в стране всего 450 человек. Повышение их окладов сказывается на федеральном бюджете не слишком. Иначе обстоят дела с федеральными чиновниками и сотрудниками силовых структур.
Чиновников в России, по статистическим данным, порядка 2 миллионов. Справедливости ради оговоримся, что далеко не у всех из них оклады выше 40 тысяч рублей в месяц. Речь идет не только о федеральных служащих, но и о региональных. Им зарплаты и пенсии платят из бюджетов субъектов Федерации. Но ни один из них не создает добавленную стоимость в экономике. Так же, как и 4 миллиона представителей различных силовых ведомств.
В результате, по оценкам экспертов, сумма, необходимая для содержания чиновников и сотрудников силовых структур, практически равна расходам на выплаты всем остальным трудоспособным гражданам. А на чиновников государство тратит еще и по статье "общегосударственные вопросы".
Мундиры голубые
На эти "вопросы" в следующем году правительство намеревается потратить 1 триллион 115,3 миллиарда рублей. На 10 процентов больше, чем в 2014-м. Это в том числе обеспечение главы государства, высших должностных лиц субъектов РФ, муниципальных образований, органов законодательной, исполнительной и судебной сласти, а также деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов.
Растет данная статья бюджетных расходов довольно активно. С начала года среднемесячная зарплата федеральных чиновников выросла на 35 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Причем средняя зарплата служащих администрации президента увеличилась на 67,7 процента, чиновников аппарата правительства РФ — на 72,6 процента. Для сравнения, за тот же период реальные располагаемые доходы населения России увеличились на 0,7 процента.
Конечно, чиновник, которому не доплачивают, опасен для экономики не меньше, чем тот, кто обходится слишком дорого. Так что повышение зарплат "государевым людям" в последние годы можно считать оправданным. Беда в том, что на уровне коррупции это сказалось слабо. В рейтинге Transparency International Россия занимает 127-е место из 175 возможных — в одном ряду с такими странами, как Пакистан, Никарагуа, Мали, Мадагаскар, Ливан, Гамбия, Коморские острова и Азербайджан. Опережают Россию лишь Эстония, Латвия, Грузия, Армения, Молдавия, Белоруссия. Так что, помимо увеличения расходов на "вопросы", правительству стоит задуматься и об эффективности их решения.
Есть такая профессия
Вторая по масштабам расходная статья бюджета — оборона. 19 процентов, в абсолютном выражении — 2 триллиона 998,7 миллиарда рублей. По сравнению с текущим годом оборонные траты увеличены на 21 процент.
Эти расходы, в основном, засекречены, поэтому анализировать их оправданность очень сложно. Косвенно о продуктивности военных расходов можно судить по закупкам новой военной техники и проведении учений. Так, например, в 2001 году при объеме расходов в 214,7 миллиардов рублей закупок новой техники практически не велось. Зато в 2005 году при бюджете в 667,2 миллиарда рублей было закуплено 90 танков, 90 БТРов, первые две пусковые установки ОТРК "Искандер-М", шесть ракет "Тополь-М", баллистические ракеты "Синева" для перевооружения стратегических ракетоносцев проекта 667БДРМ (точное число не установлено), около 10 вертолетов.
Что касается нового бюджета, то планы закупок вооружений и проведения учений не публикуются. Поэтому судить об оправданности выделения на оборону столь значительных средств трудно. Но Минфин, ежегодно высказывающий предложения по сокращению бюджетных расходов, регулярно говорит именно о военных тратах. Так, в мае глава ведомства Антон Силуанов указал на то, что оборонный бюджет России увеличился с 2007 года более чем вдвое. А к 2016 году его планируется утроить. В рейтинге Jane’s Annual Defence Budgets Review, составляемом компанией IHS, Россия занимает третье место в мире по уровню оборонных расходов, уступая только Саудовской Аравии и США.
Также значительное место в бюджете занимает Национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 14 процентов, или 2 триллиона 153,3 миллиарда рублей. Правда, эти расходы увеличены всего на 4 процента по сравнению с текущим годом.
Беглый анализ бюджетных расходов, который можно позволить себе в рамках одной публикации, позволяет сделать вывод о том, что непроизводственные расходы бюджета слишком раздуты. Об этом, кстати, не так давно говорил и министр экономического развития России Алексей Улюкаев. "Мы должны проводить жесткую бюджетную политику, но это должна быть разумная жесткость, от которой ни в коем случае не должны страдать производительные расходы или инвестиции в человеческий капитал", — подчеркивал министр.
Проблема в том, что производительные расходы, запланированные на следующий год, тоже не такие уж маленькие. На национальную экономику в 2015 году предполагается потратить 2 триллиона 721,8 миллиона рублей, на 21 процент больше, чем в 2014-м. Это 17 процентов бюджета. А вот об эффективности этих расходов вполне можно судить по уровню экономического роста в стране, близком к статистической погрешности.
Зато на образование выделено лишь 3,9 процента общей суммы, на здравоохранение — 2,7 процента. Меньше, чем в бюджете-2014: на 4,5 и 10,3 процента соответственно.
Григорий Коган, Лента.Ру