СМИ: Минпромторг предложил усложнить открытие крупных магазинов

В Минпромторге сочли, что консолидация сетевой розницы отрицательно сказывается на малом и среднем предпринимательстве и предложили, принимая решения о выделении земельных участков под строительство гипермаркетов и торговых центров, установить дополнительные условия для девелоперов и ритейлеров.

В четверг Минпромторг направит в правительство проект стратегии развития торговли до 2020 года. Один из его пунктов предлагает на федеральном и региональном уровнях определить "критерии размещения крупных торговых объектов", в том числе при принятии решений о выделении земельных участков под их строительство или реконструкцию.

Таким образом, критерии могут распространиться как на собственников объектов, так и на арендаторов площадей в торговых центрах, следует из проекта. Министерство указывает, что магазины большой площади оказывают "наиболее сильное, в том числе и отрицательное, влияние на конкурентную и предпринимательскую среду". В частности, развитие и консолидация сетевой розницы отрицательно сказываются на малом и среднем предпринимательстве: из-за "перетока" покупателей менее крупные торговые объекты вынуждены закрываться. В Минпромторге вчера не смогли оперативно прокомментировать проект, пишет "Коммерсант".

По мнению исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Андрея Карпова, пока торговля в России "не очень развита", подобные меры вводить рано, достаточно и действующих антимонопольных ограничений. По ним при открытии любых новых магазинов ритейлер не должен превышать порог в 25% от оборота розницы муниципального образования или города федерального значения, где работает. Уже сейчас для организации магазина требуется много согласований, считает представитель X5 Retail Group Владимир Русанов. "Выделение участка, согласование с архитекторами, энергетиками, водоканалом, с администрацией города, района или области, МЧС, ГИБДД", - перечислил он.

В проекте Минпромторга нет прямых указаний на возможный размер объектов, к размещению которых будут применяться дополнительные критерии, но есть отсылки к опыту других стран. Например, в Великобритании крупными признаются магазины площадью более 2,5 тыс. кв. метров, в Италии - 1,5 тыс. кв. метров, во Франции - 3 тыс. кв. метров. Аналогичное регулирование действует и у партнеров России по Таможенному союзу: в Казахстане для торговых объектов более 2 тыс. кв. метров, в Белоруссии - более 3 тыс. кв. метров. В России по ГОСТу "Розничная торговля" гипермаркетом признается торговый объект более 5 тыс. кв. метров, а универмагом - более 3,5 тыс. кв. метров.

По данным "Infoline-Аналитики", в 2013 году выручка всех российских гипермаркетов составила 1,23 трлн рублей, или 11% оборота продовольственной розницы. Согласно отчетности X5 Retail Group, в минувшем полугодии это направление принесло группе 33,5 млрд рублей, или более 11% всей выручки. На 30 июня этого года в компанию входило 4 тыс. 779 магазинов, из которых 81 гипермаркет. Auchan относит к гипермаркетам 81 из числа своих российских магазинов, у "Магнита" в России 174 гипермаркета, у "О`кей" - 63, следует из отчетностей компаний. У Metro в России на 30 июня было 73 магазина площадью по 9-14 тыс. кв. метров, которые компания позиционирует как "центры мелкооптовой торговли".

У "М.Видео", крупнейшего продавца бытовой техники и электроники, на конец первого полугодия было 347 магазинов, которые компания в сообщении о финансовых итогах называла гипермаркетами. Но средняя торговая площадь магазина "М.Видео" составляет около 1,5-1,7 тыс. кв. метров, говорит представитель компании Антон Пантелеев. Классификация других участников рынка также отличается от этих ГОСТов. "О`кей" причисляет к гипермаркетам помещения от 3,5 тыс. кв. метров, а гипермаркеты "Карусель" X5 Retail Group занимают по 6-7 тыс. кв. метров.

Член совета директоров ГК "Регионы" Амиран Муцоев (развивает сеть ТРЦ "Июнь") считает, что в инициативе Минпромторга есть как плюсы, так и минусы. Например, если в городах-миллионниках в относительной близости друг от друга открывается сразу несколько гипермаркетов, они "пожирают" не только малый и средний бизнес. С другой стороны, в городах с населением до 500 тыс. человек, где отсутствуют федеральные ритейлеры, появление крупных объектов, по его мнению, полезно, так как местный малый и средний бизнес зачастую завышают цены.

Ранее владельцы торговых центров недавно жаловались также на рост налоговой нагрузки: в этом году налог на крупные (от 5 тыс. кв. метров) торговые и офисные комплексы стал исчисляться исходя из их кадастровой (то есть близкой к рыночной), а не балансовой, как ранее, стоимости.

Читайте полную версию на сайте