"Это прямой произвол": экс-прокурор Алтайского края Юрий Параскун о деле Максима Савинцева

Эксперты высказывают мнение, что следствие по делу ведется по заранее спланированному сценарию

Бывший прокурор Алтайского края Юрий Параскун прокомментировал дело Максима Савинцева, против которого выдвинуты обвинения в мошенничестве. Отметим, на фоне яркого обсуждения в информационном пространстве известных событий последних дней, связанных с обысками в здании мэрии города и кабинете главы администрации г. Барнаула Игоря Савинцева, а также допроса барнаульского градоначальника, эксперты высказывают мнение, что следствие по делу ведется по заранее спланированному сценарию.

"Не знаю ни обстоятельств, ни поводов для возбуждения уголовного дела, но то, как подступают с подследственным, это … прямой произвол. И, к большому сожалению, на Алтае подобное осуществляется не впервые. Для чего это делается? Чтобы поместить человека в условия лишения свободы и выбивать из него те показания, которые удобны следствию. К большому сожалению, доводы защиты, как правило, отвергаются и не воспринимаются", - пояснил Юрий Параскун.

Он также подчеркнул: "Я в-общем встревожен как ветеран прокуратуры, что это может быть, так сказать, целой цепью обстоятельств, а не каким-то единичным случаем. И тем более, когда еще не известно в чем виновны Савинцевы-младшие, говорить о возможном участии Савинцева-старшего – это, по меньшей мере, крайне неприлично. Дажечистопочеловечески".

Как уже сообщало ИА "Амител", сегодня суд Октябрьского района г.Барнаула должен рассмотреть вопрос о применении меры пресечения в отношении Максима Савинцева. Дело в отношении Максима Савинцева было возбуждено 23 сентября 2014 года. Однако, по словам защиты обвиняемого, о факте возбуждения в отношении него уголовного дела и необходимости явки к следователю для производства следственных действий в установленном Законом порядке Максим Савинцев извещен не был (вместе с семьей он находится на отдыхе за пределами Алтайского края).

Единственной попыткой следствия стало вручение уведомления для Максима Савинцева его отцу во время допроса, который прошел как раз 24 сентября. Одновременно с этим, как стало известно, Игорю Савинцеву объявили, что его сын будет арестован, если не явится на допрос 26 сентября в 10 часов по местному времени. Известно и то, что на 15 часов того же дня (26 сентября) было назначено предъявление обвинения Максиму Савинцеву. Его защита уверяет, что такой ход противоречит уголовно-процессуальному закону. Судя по тому, что следователь сообщает о задержании и готовящемся розыске, его не интересуют ни показания Савинцева М.И., ни доказательства, которые он может представить для выяснения фактических обстоятельств по делу. А ведь еще до момента возбуждения уголовного дела следствию было известно, что М.Савинцев намерен явиться для дачи показаний сразу по возвращению в Барнаул 15 октября.

Эксперты гадают, почему следствие, располагая сведениями о сроках возвращения Максима Савинцева и его готовности сотрудничать, тем не менее, заявило о намерении объявить его в международный розыск. Так сказано в пресс-релизе, распространенном центральным аппаратом СКР в 08 часов по московскому времени 26 сентября (11 часов по Барнаулу), то есть через час после времени, на которое был назначен допрос тогда еще подозреваемого. К слову, назначение статуса обвиняемого не должно было заставить ждать себя и произошло в 15 часов того же дня.

Учитывая серьезность обвинений, и, сопутствующие таким делам тонкости в подготовке официальных заявлений, некоторые специалисты полагают, что пресс-релиз для публикации на официальном сайте СКР был готов отнюдь не утром 26 сентября, а гораздо раньше. То есть еще до того, как должен был состояться допрос М.Савинцева (напомним, он был назначен на 10 часов 26 сентября). Это, говорят эксперты, свидетельствует о спланированном характере течения следствия, как, впрочем, и то, что на допросе главы администрации Барнаула 24 сентября ему объявили, что его сын будет арестован в случае неявки. О других возможных мерах пресечения при этом сказано не было.

Учитывая имеющиеся факты, эксперты-правозащитники предполагают, что при рассмотрении вопроса о применении меры пресечения в отношении Максима Савинцева (оно, напомним, должно состояться 29 сентября в 15 часов) суду будет сложно удовлетворить ходатайство следователя о заключении под стражу, поскольку ему известна дата прибытия обвиняемого и желание явиться для дачи показаний. Кроме того, такое ходатайство может быть не поддержано прокуратурой, поскольку следствие не предприняло мер по надлежащему уведомлению обвиняемого о возбуждении против него уголовного дела и необходимости явки к следователю.

При этом, подчеркивают специалисты, сейчас речь не ведется о том, принимал ли участие Максим в совершении преступлений, имеются ли у следствия достаточные доказательства его вины или нет? Это будет устанавливать суд. А вот для чего создается шумиха, ажиотаж с задержанием, объявлением розыска? Напрашивается вывод: чтобы создать видимость обоснованности ареста.

Читайте полную версию на сайте