Актеры требуют обязать продюсеров делиться доходами от проката
Международная федерация актеров (ФИА) просит российских законодателей ускорить процесс ратификации Россией Пекинского договора по аудиовизуальным исполнениям, который предполагает денежные выплаты артистам за использование фильмов с их участием. Соответствующая резолюция была подписана в минувшую пятницу в Париже на заседании исполкома ФИА. Об этом "Известиям" сообщил глава Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис, представлявший Россию на собрании. В ближайшее время резолюция будет направлена главам верхней и нижней палаты парламента - Валентине Матвиенко и Сергею Нарышкину.
Актеры без прав
Разговоры о присоединении России к Пекинскому договору ведутся момента появления документа в 2012 году. В нем прописано, что "актеры, певцы, танцоры и другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте …" имеют право на вознаграждение от проката.
- Сейчас выходит так, что актеры, за счет работы которых фильм приобретает популярность, прав на него не имеют. Продюсеры могут зарабатывать на фильмах с их участием и в будущем. При этом актеры никаких отчислений за это не получат, - говорит глава профсоюза актеров Денис Кирис. – Многие наши великие, признанные актеры на пенсии считают копейки, в то время как фильмы с их участием продолжают транслировать по телевидению.
Авторские права на фильмы сосредоточены в руках продюсеров, как и доходы с проката картины. Кассовые сборы покрывают затраты продюсеров на создание фильма. Из всех авторов кинокартины роялти выплачивается только композитору – 1% от кассовых сборов. Режиссер-постановщик, сценаристы, а также актеры, каскадеры и другие творческие сотрудники, принимающие участие в содании фильма, работают за разовый гонорар.
О сохранения баланса прав авторов неоднократно заявляли чиновники Минкультуры. В конце апреля о необходимости ратифицировать Пекинский договор публично напомнил замминистра культуры Григорий Ивлиев. Против этой инициативы выступили продюсеры. "Срочной необходимости для России присоединяться нет — исполнителям уже гарантирован нашим внутренним законодательством тот уровень прав, предусмотренный договором", - заявляли представители Ассоциации продюсеров кино и телевидения на форуме "Интеллектуальная собственность – XXI век".
- Вопрос подписания договора постоянно откладывается, - продолжает Кирис. В Минкультуры объясняют: министерство и Роспатент считают целесообразным присоединение России к Пекинскому договору, но для этого нужно унифицировать статьи гражданского кодекса.
На вопросы, когда именно будут подготовлены эти документы и когда Россия присоединится к договору, в ведомстве не ответили.
- После вступления в силу соответствующих изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, можно будет утверждать о соответствии его положений положениям Пекинского договора, после чего можно будет готовить необходимый комплект документов для ратификации, - отмечают в пресс-службе Минкультуры.
Продюсеры: зарплаты актеров в России неадекватно высоки
Денис Кирис полагает, что после ратификации договора продюсеры понизят гонорары актерам, претендующим на выплаты с проката. Как ранее заявлял "Известиям" глава кинокомпании СТВ (фильмы "Брат", "Бумер" и их сиквелы, картины "Хоттабыч", "Монгол", "Меченосец", "Груз 200" и другие) и сопредседатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения России Сергей Сельянов, зарплаты российских актеров неадекватны рынку – 60-120 тыс. рублей за съемочный день.
Денис Кирис отмечает, что артисты готовы к снижению гонораров ради получения роялти.
- Некоторые актеры готовы пойти на понижение своего гонорара. Тем более, что в последние годы отечественное кино становится все популярнее. Возьмите, к примеру, "Легенду № 17" (при бюджете $8-10 млн картина собрала в прокате около $30 млн – "Известия").
Сопредседатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и президент кинокомпании "Амедиа" (сериалы "Бедная Настя", "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой", "Закрытая школа" и другие) Александр Акопов утверждает, что отечественных картин, способных покрыть затраты на производство фильма, по-прежнему крайне мало. В этом плане "Легенда № 17" является исключением для российской киноиндустрии, говорит продюсер. Требовать отчисления для исполнителей ролей от нестабильной киноотрасли преждевременно, считает глава "Амедиа".
Кроме того, у продюсеров накопилось немало претензий к самим актерам. Акопов утверждает, что актерское сообщество плохо организовано и продюсеры не застрахованы от того, что артисты не соблюдают дисциплину, не готовятся к съемкам, могут появиться на площадке в состоянии алкогольного опьянения.
- Мы готовы к конструктивному диалогу, но для того, чтобы говорить о выплатах, нужно решить сначала эти проблемы, - говорит Акопов.
На отчисления с проката претендуют и сценаристы
В прошлом году о правах на долю от кассовых сборов заявили и сценаристы. Гильдия сценаристов Союз кинематографистов обратилась к Госдуме с просьбой внести в четвертую часть гражданского кодекса поправки, которые бы давали право и сценаристам на фиксированные платежи из общей прокатной кассы. Это, по мнению Киносоюза дало бы сценаристам мотивацию работать на успех фильма в прокате, а также обеспечило бы сценаристам достойное существование в старости. "Больно видеть, как талантливые личности, первые лица киноиндустрии СССР и РФ прозябают в нищете, практически ничего не получая от своих произведений, которые пользуются популярностью до сих пор", - говорилось в послании законотворцам.
Однако доводы сценаристов депутатов не заинтересовали. Президент Гильдии сценаристов кино и телевидения Киносоюза Елена Райская отмечает: продюсеры неохотно делятся кассовыми сборами, кроме того они имеют мощное лобби в правительстве.
На отчисления с проката могут претендовать только известные сценаристы и актеры, которые могут себе позволить диктовать свои условия в ходе переговоров с продюсерами, продолжает Райская. Условие прописывается в договоре с продюсером, за сбором вознаграждений в пользу сценариста или актера следит Российский союз правообладателей (РСП).
- Как правило, если сценарист требует отчислений с проката, продюсер снижает сумму гонорара. Тогда сценарист прикидывает, будет ли у этого фильма успех, потому что от успеха фильма в прокате зависят его отчисления. Иногда сценаристы идут на гонорар без отчислений, понимая, что особых перспектив у фильма нет, - объясняет президент Гильдии.
Глава АПКиТ Александр Акопов полагает, что практику получения авторских отчислений композиторами, на которую в своих требованиях опираются сценаристы, и вовсе надо пресечь. "Это глупость и несправедливость, которая когда-то была допущена", - говорит Акопов и добавляет, что продюсеры будут с этим бороться.