ВЭБ докапитализируют за счет Фонда национального благосостояния

По информации "Известий", сегодня председатель правительства Дмитрий Медведев проведет совещание по вопросу докапитализации ВЭБа. По оценкам председателя банка  Владимира Дмитриева, госкорпорации необходимо 100 млрд рублей в 2015 году. В совещании примут участие ВЭБ, Минэкономразвития, Минфин и Центробанк. С большой долей вероятности решение будет принято в пользу ВЭБа, а докапитализирована госкорпорация будет за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

О том, что сегодня на совещании будет рассмотрен вопрос о докапитализации ВЭБа, "Известиям" подтвердил источник, близкий к ЦБ.

— Это один из вопросов повестки заседания правительства, — сказал собеседник "Известий".

Руководство ВЭБа ожидает, что госкоопорации понадобится 100 млрд рублей в 2015 году, если он будет реализовывать базовый сценарий развития, предусмотренный стратегией развития до 2020 года. Он предполагает рост кредитного портфеля ВЭБа до 2,5–3 трлн рублей, увеличение поддержки промышленного экспорта до 550 млрд рублей, а также увеличение поддержки малого и среднего бизнеса (до более чем на 200 млрд рублей). В начале августа председатель ВЭБа Владимир Дмитриев сообщил, что банк обсуждает с правительством дополнительные меры поддержки.

— Премьер-министр Дмитрий Медведев 6 сентября подписал распоряжение о размещении $6 млрд из средств ФНБ на 15-летних депозитах в ВЭБе, — сообщили "Известиям" в пресс-службе ВЭБа. — Депозит объемом $3,5 млрд размещается под шестимесячный LIBOR + 3%, на $2,5 млрд — под LIBOR + 2,75%. Условия размещения субординированных депозитов позволят учесть их при расчете капитала ВЭБа и обеспечить поддержание коэффициента достаточности капитала на приемлемом уровне (11–12% при минимальном уровне достаточности капиталов банков, установленным ЦБ, в 10%).

Хотя ВЭБ не является коммерческим банком и нормативы ЦБ формально на него не распространяются, фактически норматив достаточности капитала учитывается как рейтинговыми агентствами, так и зарубежными бизнес-партнерами банка. Более того, поддержание капитализации не ниже 10% "зашито" в ковенанты ряда кредитных соглашений по привлечению ВЭБом средств от банков-нерезидентов.

— Закон, разрешающий конвертацию депозитов ФНБ в капитал ВЭБа, президент Владимир Путин подписал в июле 2014 года, — отметили в пресс-службе ВЭБа. — Разрешено размещать в ВЭБе до 7% средств ФНБ (на 1 сентября 2014 года размер ФНБ составил 3,151 трлн рублей, на 1 июля после подписания Путиным закона по ВЭБУ — 2,957 трлн рублей, на 1 августа — 3,88 трлн). Вопрос о докапитализации ВЭБа в 2014 году не стоит, вместе с тем для выполнения функций банка развития ВЭБу нужны альтернативные меры господдержки.

В прошлом году правительство сообщало, что всего на докапитализацию ВЭБа до 2020 года будет потрачено около 1,1 трлн рублей.

ВЭБ в первом полугодии 2014 года увеличил чистую прибыль по МСФО в 3,1 раза, до 2,5 млрд рублей. За аналогичный период прошлого года чистая прибыль ВЭБа составляла 0,8 млрд рублей. Капитал ВЭБа на 1 августа 2014 года по МСФО составил 578,4 млрд рублей, на 31 декабря 2013 года — 578,4 млрд. Капитал с учетом вливаний вырос незначительно, поскольку средства госкорпорация направляет на кредитование, поддержку экспорта и бизнеса.

Минэкономразвития считает, что докапитализировать ВЭБ нужно за счет бюджетных средств, заявил заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов журналистам в кулуарах сочинского экономического форума.

— Безусловно, ВЭБ как институт развития должен выполнять свою функцию. Должен наращивать предоставление кредитов, и поэтому нужна его дальнейшая докапитализация. Те оценки (100 млрд рублей в год), которые сейчас звучат, вполне справедливы. За счет каких источников? Очевидно, что это должно быть государство, то есть бюджетные источники, — сказал чиновник.

В ответ на запрос "Известий" пресс-секретарь Минэкономразвития, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева Елена Лашкина подтвердила, что позиция министерства по этому вопросу не изменилась.

В Минфине от комментариев отказались.

— Вопрос заключается не в том, в какой именно форме будет технически проведена докапитализация, а в ее источнике, — считает первый зампред СМП-банка Александр Левковский. — По всей видимости, это будут средства ФНБ. Дело в том, что ВЭБ в качестве источников фондирования может рассматривать только государство (в том или ином виде) и займы на западном рынке. Но последний источник для него закрыт в результате введения санкций. Однако необходимость участия и финансирования крупных проектов, безусловно, требует доступа к достаточно большим ресурсам. 
Средства необходимы ВЭБу в первую очередь для участия в крупных инфраструктурных проектах, в том числе завершения части из них. Насколько я понимаю, цифра в 100 млрд рассчитана самим ВЭБом и нет никаких независимых источников, которые могли бы ее подтвердить или скорректировать.

По словам главного аналитика UFS Investment Company Ильи Балакирева, на этот год рассматривалось два основных варианта докапитализации ВЭБа — за счет средств ФНБ и за счет фондирования (депозитов госстурктур).

— Было решено использовать средства фонда, конвертировав депозит ФНБ в ВЭБе в капитал, — говорит Балакирев. — На следующий год ситуация пока сложная, поскольку в ФНБ, похоже, средств не так много, и на них большое количество желающих, а привлекать средства на открытом рынке довольно тяжело, так как ситуация не самая благоприятная. Так или иначе, судя по всему, придется задействовать бюджетные средства, избытка которых пока также не наблюдается. Возможно, Минфин активизирует деятельность по привлечению заемного финансирования, как только появится "окно".

По словам Балакирева, по сути ВЭБ выступает "кошельком" государства, оплачивая федеральные целевые программы, оказывая непосредственную господдержку компаниям и осуществляя финансирование экспортной деятельности.

— Расходов в связи с санкциями, активизацией импортозамещения и присоединением Крыма, только прибавилось, в результате кредитные портфели ВЭБа растут быстрее плана (в 2011–2012 годах совокупный кредитный портфель ВЭБа вырос почти вдвое — с 550 млрд до 1002 млрд рублей, а к началу нынешнего года достиг 1,3 трлн рублей), — указывает Балакирев.

По словам собеседников "Известий", ряд проектов ВЭБа (инвестиции в достройку Богучанской ГЭС на 23 млрд рублей, финансирование концерна "Тракторные заводы" на 15 млрд рублей, "Амурметалла" (долг компании перед ВЭБом — 5 млрд), финансирование строительства недвижимости в Сочи) оказались убыточны.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий отмечает, что средства необходимы ВЭБу и в связи с тем, что госкорпорация попала под секторальные санкции, лишившие госбанк доступа к их рынкам капитала.

В 2014 году ВЭБ попал в список банков, против которых ЕС и США ввели секторальные санкции: он не сможет привлекать долговой и акционерный капитал на срок более 90 дней. Между тем ВЭБ — один из крупнейших российских заемщиков на внешнем рынке и теперь будет вынужден переориентироваться либо на внутренний рынок, либо занимать в других иностранных валютах. Так, например, в 2013 году объем заимствований ВЭБа составил $8 млрд. В этом году ВЭБ планировал занять на внешних рынках аналогичную сумму, однако непонятно, сможет ли он выполнить план по заимствованиям в условия санкций.

— Группа ВЭБа выпустила большой объем евробондов — две серии евробондов на общую сумму в €1,5 млрд, оба выпуска были размещены в 2013 году, со сроком экспирации  (наступление даты завершения сделки) в 2018 и 2023 годах соответственно; купонный доход по облигациям равняется 3,03% по займу с датой экспирации в 2018 году и 4,03% с датой экспирации в 2023 году, — продолжает Осадчий. — Санкции лишили ВЭБ возможности рефинансировать эти долги на американском и европейском рынках капитала.

Как указывает Балакирев, традиционно Минфин выступал против расходования бюджетных средств на докапитализацию ВЭБа, поскольку бюджет и так получается дефицитным.

Читайте полную версию на сайте