Для госбанков предлагают ввести повышенные нормативы
Ассоциация региональных банков России (АСРОС) совместно с российским рейтинговым агентством "Эксперт РА" подготовили концепцию развития банковского сектора до 2020 года. По ней доля госбанков на рынке должна снизиться с текущих 52% до 40%, а доля частных кредитных организаций — повыситься с 28% до 35%. Авторы концепции предложили регулятору ввести для госбанков повышенные нормативы достаточности капитала и ликвидности, а также ограничение максимальной доли их активов, приходящихся на внутренний рынок и/или конкретный регион. Разработчики документа уверены, что это поможет предотвратить безоговорочную монополию госбанков. Конкретные значения нормативов разработчики не предлагают, указывая, что их должен установить регулятор.
Как пояснил "Известиям" гендиректор "Эксперт РА" Павел Самиев, госбанки априори находятся в более выгодном положении, нежели частные игроки: у них есть доступ к более дешевому фондированию в условиях непростой экономической ситуации, а регулятор относится к ним более лояльно.
— Новые меры должны простимулировать частные банки, частных акционеров, и это принципиально, — говорит Самиев. — Сейчас мы видим падение интереса частных инвесторов к банковскому бизнесу (как иностранных, так и российских). Что неприятно, речь идет как о небольших кредитных организациях, так и о крупных банках. Всё из-за увеличения доли госбанков на рынке и роста их влияния. Изменение индикативных нормативных показателей для госбанков, а затем отслеживание их доли Федеральной антимонопольной службой могли бы увеличить долю частного сектора. Конкретные значения при этом должен установить ЦБ.
По данным "Эксперт РА", доля госбанков за 5 лет (с кризисного 2009 года) увеличилась с 40,6% до 52%. Доля крупных частных банков снизилась за этот период с 34,4% до 28,8%. Доля банков с иностранным капиталом уменьшилась с 18% до 15,3%. Доля малых и средних банков московского региона сократилась с 2,7% до 2,3%, а небольших региональных игроков — также с 2,7% до 2,3%.
— Регулятор, как и банковское сообщество, заинтересован в развитии конкуренции и не захочет допустить монополизации рынка государственными банками, а следовательно, заинтересован в ограничении их активности на рынке, — считает вице-президент АСРОС Алина Ветрова. — Если ЦБ будет менее активно предоставлять рефинансирование госбанкам, которое идет в том числе на увеличение их активов и, следовательно, на увеличение доли рынка, то это поможет сдержать их активность.
По мнению Ветровой, с учетом этой меры и введения повышенных индикаторов для госбанков снижение их доли на рынке на 12 процентных пунктов к 2020 году — реальная цель.
В ЦБ, в свою очередь, отказались комментировать положения концепции.
— Банк России не комментирует результаты конкуренции на рынке, — отметили в пресс-службе ЦБ.
— В целом идея устанавливать дифференцированные нормативы по капиталу к банкам достаточно плотно обсуждается в ФРС США, правда, не по принципу госбанки/не госбанки, а по принципу значимости кредитных организаций (too big to fail) и их модели фондирования (более рискованные/менее рискованные), — говорит главный аналитик Бинбанка Наталия Шилова. — Сейчас обсуждается введение планки для российских госбанков в виде 11,5% для Н1 (норматив достаточности капитала, сейчас минимально допустимый уровень — 10%). В принципе повышение норматива на 1 п.п. от текущего уровня как минимум для двух крупнейших госбанков потребует увеличения достаточности капитала. Однако в долгосрочном периоде основные конкурентные преимущества госбанков — доступ к дешевому фондированию и возможность получения госпомощи в случае возникновения проблем — сохранятся. То есть исключительно повышением норматива достаточности капитала на 1–1,5 п.п. принципиально изменить ландшафт банковского сектора к 2020 году не удастся.
По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, попытка ущемить госбанки — фантастика.
— Государство не будет ослаблять принадлежащие ему кредитные организации. Более того, оно делает все возможное для их усиления, — говорит Осадчий. — Например, и в условиях кризиса, и после него предоставляет огромные объемы помощи. На 1 сентября средства ЦБ, размещенные в кредитных организациях, составили 5,5 трлн рублей. 71,3% из них, или 3,9 трлн рублей, были размещены в банках, принадлежащих государству. В том числе 2,2 трлн рублей — в Сбербанке.
Шилова согласна, что вряд ли Банк России в ближайшее время решится на ограничительные меры. Ведь отсутствие доступа к внешнему фондированию у госбанков сейчас поднимает вопрос дополнительных действий со стороны ЦБ в плане поддержки доступа к ликвидности для этих игроков, дополнительно в ближайшее время усложнять им жизнь как-то нецелесообразно. Но в среднесрочной перспективе — при стабилизации доступа к внешним рынкам — такое решение разумно, считает Шилова.
Вице-президент МТС-банка Михаил Яценко не уверен, что повышенные значения нормативов достаточности капитала для госбанков — это самый правильный выход из сложившейся ситуации.
— Просто доступ частных банков к заимствованиям у государства должен быть не хуже, чем у госбанков. Количество распоряжений госкорпорациям, запрещающих им работать с частными банками, держать там остатки, и аналогичные меры тоже можно бы было сократить. Повышенные нормативы достаточности капитала просто еще более усилят мнение вкладчика, что госбанки гораздо более надежны и им стоит доверять, что позволит госбанкам еще ниже установить процентные ставки по депозитам. Разница в стоимости ресурсов еще более увеличится, и конкурировать с ними станет еще сложнее — и так по кругу, — рассуждает Яценко.
Зампредседателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации, сенатор Николай Журавлев также уверен, что Центробанк должен на условиях равноправия предоставлять инструменты рефинансирования всем участникам рынка, не ставя в приоритет только нужды крупнейших игроков. По мнению Журавлева, деньги должны быть одинаково доступны для банков разных размеров — разница для них должна быть только в суммах.
Некоторые банкиры предложили альтернативные указанным в концепции варианты действий — не вводить ограничений для госбанков, а снизить требования к остальным игрокам.
— Это как в случае с лечением болезни: можно принять обезболивающее, но от этого причина недуга не исчезнет, — считает член совета директоров и управляющий директор банка "Траст" Григорий Варцибасов. — Нужно победить первопричину, а она заключается в изначально неравных условиях внутри рынка, доступности дешевых ресурсов ограниченному кругу игроков. В данном случае, наверное, регулятору проще ввести какие-то разумные послабления для других кредитных организаций. Один из возможных вариантов — не повышать требования к капиталу по Базелю-III для коммерческих банков. Или, например, не использовать повышенные коэффициенты по кредитам физлиц, поскольку банки и так естественным образом ограничивают розничное кредитование в соответствии с текущими условиями рынка и поведением заемщиков.
Банкиров в концепции заинтересовали ограничения, аналогичные антимонопольным нормам, когда есть предел доли активов банков на конкретный регион.
— Это было бы правильным, — считает Яценко. — Ибо любая монополия ведет к ухудшению условий для потребителя.
Госбанки ожидаемо не поддержали концепцию.
— Все банки на рынке должны находиться в равных условиях, — говорит начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков. — Почему госбанки, которые имеют более высокую надежность, должны за эту надежность фактически штрафоваться? Кроме того, госбанки в настоящий момент формируют основную часть отчислений в АСВ, хотя при этом вероятность их банкротства значительно ниже. То есть госбанки во многом оплачивают возврат вкладов клиентам разорившихся частных банков, то есть фактически несут основную нагрузку на поддержание системы страхования. Нужно понимать, что основная часть клиентов банков в России обслуживаются именно в госбанках и, налагая на них дополнительные ограничения, авторы этого предложения фактически ухудшают условия обслуживания для этих клиентов. То есть от таких предложений выиграет (если вообще выиграет) явное меньшинство граждан России, а большинство — проиграет.
В Минэкономразвития также отметили, что "регулирование со стороны государства банковского рынка, в частности, административное установление доли государственных и частных, малых и средних кредитных организаций, представляется нецелесообразным". По словам представителя ведомства, власти должны контролировать лишь стабильность функционирования банковской системы, ее прозрачность и невовлеченность в теневые операции.