ЦБ признал введение платы «Яндекс.Деньги» для «мертвых душ» законным

Введение платы за неиспользование электронных кошельков пользователями не противоречит действующему законодательству. Такой вывод содержится в письме и.о. начальника главного управления ЦБ по Центральному федеральному округу Владимира Кныша в ответ на жалобу клиента компании "Яндекс.Деньги" (есть в распоряжении "Известий"). Клиента возмутила введенная сервисом с 25 сентября компанией абонентская плата с пользователей, которые 2 года не пользовались своим счетом, — 270 рублей в месяц. По мнению клиента, это абонентская плата является просто присвоением денег.

С 25 сентября компания "Яндекс.Деньги" начнет взимать абонентскую плату с пользователей, которые 2 года не пользовались своим счетом. Предупреждение об этом администрация платежного сервиса разослала пассивным пользователям в конце августа.

"Мы хотим, чтобы в ближайший месяц вы потратили часть этих денег (или всю сумму) на что-нибудь полезное. Или хотя бы сообщили, что собираетесь, — тогда списание можно отложить, — говорится в сообщении компании. — Если вы не откликнетесь, после 25 сентября мы будем ежемесячно списывать абонентскую плату — 270 рублей, пока вы не начнете использовать кошелек или не обнулится баланс".

В пресс-службе компании заявили, что данная мера направлена на борьбу с так называемыми мертвыми душами.

— "Мертвые души" — проблема для любого бизнеса, и компании стараются минимизировать количество неактивных счетов, во многом за счет того, что с самого начала (как банки) вводят абонентскую плату за обслуживание счета или берут ее постфактум за неактивность — например, как сотовые операторы или другие платежные сервисы, — поясняют в пресс-службе "Яндекс.Деньги". — Мы несем за эти кошельки ответственность — финансовую, техническую (в том числе связанную с безопасностью), правовую. Тем не менее "Яндекс.Деньги" старается дать пользователям достаточно времени для того, чтобы избежать оплаты за неактивный кошелек, за месяц информируя пользователя о том, что для его кошелька появляется абонентская плата. Чтобы списания не произошло, ему достаточно будет уведомить нас любым способом — по электронной почте или телефону или все-таки перевести кошелек в статус "активный", заплатив за любую из десятков тысяч услуг, доступных через "Яндекс.Деньги".

В пресс-службе платежного сервиса уверили, что вгонять пользователей в "минус" не будут, деньги будут сниматься до тех пор, пока сумма на счету пользователя не достигнет нуля.

Похожие меры применяют и другие платежные системы: например, в Qiwi, если пользователь неактивен на протяжении шести месяцев, ему начисляется абонентская плата 10 рублей в сутки. На сервисе "Деньги@Mail.ru", если активности не будет 1 год,  абонентская плата составит 350 рублей в год. В "Тинькофф Мобильный Кошелек" в случае пассивности пользователя в течение 180 дней абонентская плата составит 10 рублей в день.

Как отмечает в своем ответе и.о. начальника главного управления ЦБ по Центральному федеральному округу Владимир Кныш, регулятор не видит в этом ничего предосудительного.

"Действующее законодательство не содержит адресованных операторам электронных денежных средств запретов на взимание в порядке, установленном заключенным с клиентом договором, платы за неиспользование предоставленного клиенту электронного средства платежа в течение определенного времени, — пишет он. —  Пользователи сервиса "Яндекс.Деньги", уведомленные о предстоящем присвоении им статуса неактивного клиента, имеют достаточные и необременительные возможности по предотвращению такого присвоения".

По мнению юристов, такое решение регулятора и действия операторов "электронных денег" небесспорны.

— Довольно высоки шансы в суде доказать, что счет, открытый у оператора электронных средств платежа, не является дополнительной оказанной услугой, а значит, введение платы за нее противоречит закону о защите прав потребителей, — считает главный юрист экспертного центра Taxadmin.ru Артемий Николаев. — В аналогичной ситуации, когда речь шла о комиссиях за введение ссудного счета в банке, президиум Высшего арбитражного суда, а также Верховный суд встали на сторону клиента, признав такие комиссии незаконными. Но, учитывая неактивность этих клиентов и небольшой размер спорных сумм, вряд ли можно ожидать множества исков.

— Пользователи при желании смогут судиться с "Яндекс.Деньги", но маловероятно, что такие тяжбы произойдут, — соглашается юрист компании "Налоговик" Павел Ивченков. — Достаточно много кошельков в системе не прошли идентификацию, а значит, будет сложно доказать, что кошелек принадлежит именно истцу.

 В компаниях-операторах также не ожидают судебных исков.   

— Любая работа с потребителями подразумевает, что среди клиентов могут быть и недовольные, насколько бы качественно ни оказывались услуги. Поэтому любой бизнес, в том числе и наша компания, не может исключить того, что к нему могут быть предъявлены иски со стороны пользователей. В ситуации с абонентской платой для неактивных счетов мы действуем в соответствии с законодательством и пользовательским соглашением, — рассказали "Известиям" в пресс-службе "Яндекс. Деньги".  

— Мы уверены, что действуем в рамках законодательства, и до сих пор ни одной судебной претензии нам предъявлено не было, — добавляют в пресс-службе платежной системы Qiwi.

Как указывается в отчете Qiwi за II квартал текущего года, выручка компании за три месяца от списания средств с неактивных кошельков составила 156 млн рублей. В 2013 году прибыль Qiwi от аналогичной операции составила 495 млн рублей. 

Читайте полную версию на сайте