Минпромторг хочет прописать автомобилям максимальный возраст
Минпромторг вернулся к идее законодательно ограничить сроки эксплуатации автомобилей в России. Ведомство разрабатывает поправки в закон "О безопасности дорожного движения" — это следует из проекта закона, размещенного на портале regulation.gov.ru. В ведомстве отмечают, что подавляющее большинство транспортных средств в РФ эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, что приводит к росту аварий, нарушению экологии и гибели людей.
Впервые идею об ограничении предельных сроков эксплуатации автотранспорта высказал бывший замруководителя Минпромторга Алексей Рахманов еще весной 2012 года на заседании экспертного совета в Госдуме. Сейчас в Минпромторге считают, что введение ограничений по сроку эксплуатации заставит владельцев автомобилей чаще их обновлять, что "позволит существенно улучшить ситуацию с безопасностью дорожного движения и экологией на российских дорогах". Косвенным следствием принятия федерального закона также станет стимулирование производства в России автомобилей и дополнительное пополнение бюджета.
В пояснении к законопроекту говорится, что большинство автомобилей в России эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Следствием этого является их низкая техническая надежность — по мере роста пробега усталостные напряжения в конструкции возрастают в 1,4–2,5 раза. По данным ведомства, сейчас в России парк легких коммерческих автомобилей типа "Газели" возрастом старше восьми лет составляет 64% от всего количества этого вида транспорта, доля средних грузовиков возрастом более 10 лет — 52%, больших грузовиков — 76%, автобусов — 57%.
Всё это повышает вероятность внезапных поломок и последующих аварий и ДТП. Кроме того, в силу моральной и физической старости такие машины не соответствуют нормам пассивной, активной и экологической безопасности. "Аварийность наносит огромный материальный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети", — говорится в пояснении. По данным Минпромторга, в результате ДТП в России ежегодно погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек.
Эксперты неоднозначно относятся к этой идее.
— Если такая практика будет внедрена, то она вступит в противоречие с 35-й статьей Конституции РФ, в которой говорится о праве граждан на свободное пользование и распоряжение своим имуществом, — рассказал "Известиям" президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Было бы понятно, если бы предложили ограничение по техническим данным, например, если машина разваливается на глазах, загрязняет воздух. А показатель возраста не объективен. Хороший десятилетний Mercedes по качеству будет лучше новой "Лады Калины".
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев полагает, что не стоит в данном вопросе рассматривать лишь ограничения на эксплуатацию автомобилей.
— Необходимо расширять программу и не ограничивать ее только автомобилями. Бесконечное продление сроков эксплуатации, например, подвижного железнодорожного состава также создает очень серьезные угрозы, поэтому необходимо и для такого типа транспорта ввести предельные сроки эксплуатации, — пояснил "Известиям" Гутенев. — Если рассматривать вопрос в "автомобильной" плоскости, то имеет смысл вводить ограничения на грузовой транспорт, поскольку длительная эксплуатация грузовиков, помимо повышенной аварийности, приводит к повышению цен на перевозку грузов.
Чтобы зачистить российский автопарк от автохлама, правительство России уже проводило федеральную программу утилизации: при сдаче старого автомобиля в утиль или в трейд-ин владелец машины получает скидку на покупку нового автомобиля отечественного производства. Сейчас эта программа возобновлена и продлится до 31 декабря 2014 года. К программе присоединились практически все основные российские автопроизводители: ГАЗ, "АвтоВАЗ", КамАЗ, "Соллерс", Ford Sollers, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen, "Renault Россия", Hyundai и KIA. Бюджетное финансирование программы, как и было объявлено ранее, составит 10 млрд рублей. Бонус в случае легковых автомобилей при сдаче в утилизацию составит 50 тыс. рублей, а при продаже машины по схеме трейд-ин — 40 тыс. рублей. Владельцы старых грузовиков и некоторых джипов могут получить скидку в 350 тыс., а автобусов — 300 тыс. рублей.
Сейчас в Евросоюзе действуют похожие ограничения, только за рубежом вывод из эксплуатации транспорта осуществляется не за счет принудительных мер, а за счет косвенных санкций экономического и организационного воздействия на автовладельцев. Так, поскольку возраст авто прямо связан с уровнем загрязнения атмосферы, в Европе установили дифференцированные налоги, сборы и иные платежи по принципу "больше загрязняешь — больше платишь". Это приводит к тому, что эксплуатировать старые автомобили, особенно грузовые, становится невыгодно.