Владельцев авто освободят от транспортного налога с момента продажи
Депутаты Государственной думы от фракции ЛДПР подготовили
законопроект, вносящий изменения в ст. 357 ч. 2 Налогового кодекса
Российской Федерации. Согласно законопроекту, прежний собственник
транспортного средства будет освобожден от уплаты транспортного налога
со дня заключения договора (купли-продажи, дарения, мены и пр.), а не с
момента регистрации транспортного средства в органах ГИБДД на имя нового
владельца. Законопроект (имеется в распоряжении "Известий") был
подготовлен вице-спикером Госдумы Игорем Лебедевым, заместителем
руководителя фракции ЛДПР Ярославом Ниловым и депутатом Андреем
Свинцовым.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 Гражданского кодекса
Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по
договору возникает с момента ее передачи. То есть в момент передачи
транспортного средства от продавца к покупателю по договору право
собственности на это транспортное средство у продавца прекращается и
возникает у нового владельца, который должен в установленном порядке
зарегистрировать на свое имя транспортное средство в органах ГИБДД в
течение 10 суток после приобретения. Однако во многих случаях такого не
происходит.
По сведениям депутатов, значительная часть
граждан, ставших новыми собственниками транспортного средства, не
соблюдают установленные правила и не регистрируют их в установленном
порядке. Поэтому в органах ГИБДД не отражаются данные о новом
собственнике, что существенным образом нарушает права прежнего
собственника, поскольку он формально остается плательщиком транспортного
налога на уже не принадлежащий ему автомобиль.
Соавтор
законопроекта Ярослав Нилов пояснил "Известиям", что пока в ГИБДД не
получена информация, что автомобиль поставлен на учет новым владельцем,
транспортный налог будет начисляться по прежней регистрации. Нередко это
длится месяцами, в течение которых данные о прежнем собственнике
продолжают поступать в налоговые инспекции.
— Когда человек
продает машину, он зачастую не снимает ее с регистрационного учета в
органах ГИБДД, а доверяет регистрацию покупателю. С одной стороны, это
очень удобно — подписал договор и забыл про машину. Но многие
покупатели, получая машину, не торопятся ее регистрировать на свое имя. И
до того момента, пока новый владелец не поставит транспорт на учет,
автомобиль продолжает числиться за прежним хозяином. Если учесть, что
авто облагается транспортным налогом, то и оплачивать его должен
собственник, регистрировавший машину. В итоге получается, что деньги
приходится вносить человеку, уже продавшему свой автомобиль, — говорит
Нилов.
Парламентарий уверен, что предлагаемые изменения в
статью Налогового кодекса позволят снять ответственность с бывших
владельцев за дальнейшие действия нового владельца после подписания
договора отчуждения.
— Есть такие недобросовестные покупатели,
которые не торопятся оформлять на себя машину по нескольку лет, и
прежний собственник машины вынужден по данным, которые предоставляет
ГИБДД, платить довольно большие суммы. Поэтому было бы разумно ввести в
Налоговый кодекс изменения, в соответствии с которыми собственник,
продавая машину, не платил бы транспортный налог со дня продажи при
предъявлении налоговой инспекции договора, — отметил Ярослав Нилов.
Адвокат
Виктор Травин поддерживает инициативу депутатов. По его мнению, следует
защитить добросовестных продавцов от возможных финансовых рисков.
Адвокат считает, что купить машину и не зарегистрировать на себя стало
выгодно не только с точки зрения неоплаты транспортного налога, но еще и
не нужно платить штрафы за собственные нарушения.
—
Получается более чем странная ситуация — машину купил один, а платит
налоги за нее другой. И таких нерадивых покупателей очень много. Кроме
того, их не столько пугает транспортный налог, сколько то, что будут
приходить штрафы с камер видеофиксации. А эти штрафы приходят прежнему
хозяину автомобиля, потому что, по данным ГИБДД, он является
собственником. Они же не знают, что машина уже продана, — подчеркнул
Виктор Травин.
Координатор общества "Синие ведерки" Петр
Шкуматов уверен, что эти проблемы возникают из-за отсутствия процедуры
снятия с учета и могут быть решены возвращением транзитных номеров.
— В целом это хорошая инициатива, но это не решение всех проблем. Большинство людей просто не станут никуда ходить, а спохватятся, когда им уже будет начислен транспортный налог. Здесь я бы выступил за то, чтобы вернули транзитные номера, потому что без них продажа автомобиля превращается в лотерею — зарегистрирует покупатель его или будет ездить с вашими номерами, — рассказал "Известиям" Петр Шкуматов.