Ради инвалидов лифты сделают вдвое просторнее
По информации "Известий", Минстрой начал разработку новых строительных правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Предполагается, что новые правила станут обязательными в I квартале 2015 года и позволят создать доступную среду для инвалидов — речь идет об увеличении размеров дверных проемов (с минимальных 0,9 м до 1,2 м), кабин лифта (с 0,6 м до 1,2 м; средняя ширина лифта сейчас — 0,9 м), создание системы навигации для слабовидящих и т.п. Как сообщили "Известиям" в Минстрое, соответствующие нормативы стройки зданий для инвалидов распространят на все новые сооружения. По оценкам экспертов, адаптация домов для маломобильных групп граждан повысит цену строительства домов экономкласса на 10–15%.
По словам представителя Минстроя, сейчас только часть существующих строительных норм обязательна к выполнению (прежде всего, разделы, регулирующие вопросы противопожарной безопасности и организации дорожного движения). Хотя уже действует свод правил (СП) 59.13330.2012 о доступности зданий для инвалидов, он большей частью ности рекомендательный характер, следовательно, сейчас самое время эти нормы обновлять. От жесткого применения СНиПов отказались в 2009 году, когда контроль за отраслью был передан саморегулируемым организациям. В результате, как не раз констатировали наблюдатели, качество строительства упало, участились случаи аварий на стройках. СРО на замену СНиПам разрабатывали собственные стандарты, однако поскольку реальных рычагов давления у подобных организаций не так много, добиться из соблюдения всеми девелоперами практически невозможно. Поэтому сейчас Минстрой решил возродить и актуализировать единые стандарты для строительства.
— В текущей редакции СП 59.13330.2012 не в полном объеме учтены требования к Санитарным нормам и правилам и сводам правил по обеспечению доступности людей с ограниченными возможностями передвижения к жилым и социально значимым объектам, — уточнили в ведомстве.
Сейчас в рамках актуализации правил проводятся рабочие заседания с участием Минстроя и заинтересованных организаций и министерств (Минтруда, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество инвалидов и т.д.). Олег Рысев, председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) говорит, что существующие правила морально устарели, при этом в основном носят рекомендательный характер. В результате сегодня большинство общественных зданий лишь частично доступны для инвалидов — как правило, всё ограничивается установкой пандусов.
— За последнее время качества строительство значительно возросло и появились возможности создать для инвалидов действительно комфортную среду. Поэтому необходимо обновить свод правил, на который смогут опираться строители, — сказал он "Известиям".
Председатель ВОИ пояснил, что новые правила после вступления в силу будут обязательными для нового строительства, а существующие дома будут по мере возможностей адаптироваться для инвалидов согласно новому СП в ходе капремонта. После того как правила будут актуализированы, требования к строительству значительно вырастут. Увеличится площадь мест общего пользования (лестницы, пандусы, придомовые дорожки и т.п.), лифты также должны станут шире и будут отвечать стандартам для обеспечения комфортной доступности инвалидов: широкие двери, низкая панель с кнопками, тревожная кнопка, дисплей, где видно, как движется лифт (какой этаж), и пр. Минимальный размер кабины лифта увеличится с 0,6 м до 1,2 м — достаточно, чтобы хотя бы один лифт в подъезде соответствовал этой планке. Сейчас средняя ширина лифта — 90 см.
Размер дверных проемов увеличится до 1,2 м с 0,9 м — эти нормы сегодня предусмотрены стандартами зданий для инвалидов, но их сделают общеобязательными. Кроме этого, адаптируют всю территорию двора, что, как пояснил Рысев, помимо прочего означает создание специальной системы навигации для слабовидящих.
По оценкам экспертов, такие издержки в наибольшей степени отразятся на технологических процессах строительства жилья экономкласса. Елена Самсонова, партнер практики "Сопровождение строительства" компании "НЭО Центр" обратила внимание на то, что применение новых правил потребует изменения выпуска номенклатуры данных производств, поскольку понадобится более широкая опалубка — шире дверные проемы, больше площадь санузлов, балконов и лоджий, лестничных маршей и т.п.
— Модернизация же любого производства подразумевает капитальные затраты, которые должны вернуться с определенной прибылью, то есть в стоимость этих новых изделий будут включены данные осуществленные затраты. Скорректируются практически все этапы проектов: для начала увеличится стоимость разработки проектной документации и т.д. Сегодня многие крупнопанельные дома строятся по типовым проектам, стоимость их проектирования в силу постоянного и многократного использования невысока, — объясняет Самсонова. По ее оценке, в результате нововведений стоимость строительства может вырасти на 10–15%. Сейчас квадратный метр нового жилья экономкласса в Москве стоит, по разным оценкам, около 150 тыс. рублей.
По мнению представителей бизнеса, введение обязательных нормативов не окажет негативного воздействия на строительный рынок.
— Да, придется перестраивать производство, но все равно проще, когда все придерживаются единых правил, — чем сейчас, когда правил, по сути, нет. Просто надо будет всем один раз освоить новые нормы и ими в дальнейшем руководствоваться, — считает Евгений Шлеменков, вице-президент "Опоры России", руководитель комиссии по строительству и ЖКХ. — Девелоперы строят по своему разумению, ориентируются на архитектурные решения и старые СНиПы, которые уже не имеют обязательной силы. При этом решения могут сильно различаться: кто-то может построить лифт шириной 0,6 м, а кто-то — 1,2 м. Отсутствие единого подхода мешает строительству.
Мэр города Химки Олег Шахов считает, что минимальная адаптация домов для нужд инвалидов обойдется в 1–2% сметы, а в будущем, когда обустройство среды для инвалидов станет нормой, появятся способы удешевления строительства и такое приспособление зданий не будет сказываться на цене.
— Поскольку этот процесс адаптации только начинается, то фиксируются более значительные издержки (вплоть до 10–15 млн рублей, если здания оборудуются автоматизированными подъемниками). Я считаю, что в данном случае местные власти должны также учитывать и адаптацию социальной инфраструктуры для малоподвижных групп населения и должны идти навстречу строителям и делать им уступки в каких-то других вопросах. Застройщик, как правило, отвечает за создание социальной инфраструктуры, и здесь можно найти взаимоприемлемые решения — например, использование новых технологий при возведении жилья, которые дешевле и в то же время экологически чистые, — отметил он.
В настоящее время, как напомнил мэр, строятся жилые дома, административные здания, объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры и иные так называемые приоритетные объекты, лишь частично доступные для маломобильных граждан.
— Зачастую дело ограничивается только пандусами около подъездов, однако в самом доме инвалидам уже сложно перемещаться, — заметил он.
Диана Гурцкая, певица и член комиссии по делам инвалидов при президенте РФ, также заметила, что сейчас людям с ограниченными возможностями достаточно тяжело передвигаться в городской среде.
— Обычно всё ограничивается пандусами в общественных местах, причем зачастую их строят под такими углами, что пользоваться ими невозможно. Жилые дома адаптируют только после обращения инвалидов, и это крайне длительная процедура, — сказала Гурцкая.