Украинские ритейлеры ищут покупателей на свой бизнес в Крыму

Украинские розничные сети, работающие в Крыму, зарегистрировали свой бизнес на территории Краснодарского края. Как сообщили "Известиям" несколько поставщиков, работающих с крупнейшими сетями АТБ-маркет, "Фуршет" и Fozzy Group, две из них — АТБ-маркет и Fozzy Group — открыли российские фирмы в Краснодарском крае, в данный момент с партнерами перезаключаются договоры на новые юридические лица. В свою очередь, сеть "Фуршет" готовится к продаже своих точек в Крыму и ищет российского покупателя. Другие украинские владельцы торговых точек в Крыму также готовятся к продаже.

— Два крупных торговых центра в Симферополе — "Меганом"  и "Южная галерея" выставлены на продажу, — говорит председатель ассоциации "Торговля Крыма" Сергей Макеев. По его словам, относительно продажи сети "Фуршет" ситуация складывается двояко: с одной стороны, у сети есть трудности в новых условиях с поставками и логистикой, но с другой — "Фуршет" готовится открыть именно в Крыму еще несколько точек магазинов формата "у дома" площадью 200–300 кв. м.

Однако Макеев не исключает, что расширение — это шаг ради повышения привлекательности и увеличения цены актива для потенциального покупателя.

Бренд-менеджер ТМ "Легенда Крыма" Александр Долганов считает сеть "Фуршет" одной из самых дорогих в Крыму, так как магазины и земля находятся в собственности компании, а также называет сумму в $115–117 млн и отмечает, что продажа "Фуршета" может быть долгой.

— Наиболее вероятным претендентом может стать "Магнит". X5 Retail Group в Крым не пойдет, — считает Долганов.

Его точку зрения разделяют украинские аналитики потребительского сектора.

— В прошлом году оборот розничной торговли в Крыму вырос на 15%, в этом году можно ожидать роста на 20% из-за повышения зарплат и пенсий и привычки населения покупать продукты впрок.

— Объем сетевого ритейла можно оценить примерно в 45–50 млрд рублей, так что рынок кажется весьма привлекательным и нежелание украинских ритейлеров уходить оттуда понятно. Вливания со стороны России и увеличение потока туристов делают этот рынок лакомым куском, несмотря на относительно небольшое население — около 2 млн человек. Для российского ритейла это сравнимо с небогатым мегаполисом, а для украинских сетей это плацдарм, за который нужно и можно бороться, — говорит руководитель киевского офиса QB Finance Арсений Рухов.

По его мнению, российские публичные компании осторожно смотрят на Крым из-за западных акционеров и проблем с привлечением капитала на международных рынках.

— Возможно, бизнес сможет договориться между собой и будут предприняты какие-то промежуточные варианты типа создания совместных компаний. Или же украинский бизнес будет продан сетям, которые не ведут деятельности на международных рынках и которым будут не страшны западные санкции. Сейчас в Крыму работают не самые крупные российские банки, возможно, что и крымским ритейлом будут заниматься небольшие сети без планов выхода на биржу и привлечения западного финансирования, — сказал Арсений Рухов. 

— В любом случае уже сейчас "Магнит" и другие сети активно присматриваются к рынку. В случае если возможный выигрыш от входа на крымский рынок перевесит риски попадания в санкционные списки западных стран, а украинские ритейлеры всё-таки примут решение о продаже собственных активов в Крыму, то именно "Магнит" является наиболее вероятным покупателем, — добавил Рухов.

— Для отечественных поставщиков смена юрисдикции украинских ритейлеров и продажа крымских магазинов отечественным компаниям — факт не слишком радостный. Они опасаются, что для них повысится вход в сеть и вырастет процент ретробонусов (выплат от поставщика ритейлеру за присутствие на полках и продвижение). Максимальные ретробонусы сегодня в Крыму составляют максимум 25%, — говорит представитель одной из компаний, осуществляющих поставки в крымские магазины. — А российские ритейлеры могут его повысить.

Читайте полную версию на сайте