Степашин: «Слабые вузы должны уйти с рынка»
Ассоциация юристов России (АЮР) в октябре запускает новую модель общественной аккредитации — аккредитацию образовательных программ в вузах, где преподают юриспруденцию. Об этом "Известиям" рассказал сопредседатель АЮР Сергей Степашин.
— Мы это делаем совместно с Министерством образования и науки для повышения качества юридического образования в стране, — заявил он.
Для аккредитации вузовских программ Министерством образования и науки совместно с АЮР был разработан механизм проведения этой работы, введены критерии оценки. Апробация новой модели аккредитации начнется уже совсем скоро с ведущих вузов страны, таких как Московский государственный университет им. М.В Ломоносова и Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина.
Модель общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ подразумевает, что каждый вуз раз в 5 лет должен будет проходить эту аккредитацию. Это позволит обеспечить регулярный мониторинг качества образования, предоставляемого высшими учебными заведениями. Если вуз в течение этого времени не подтвердит качество подготовки, у него будет отозвана ранее данная аккредитация и он будет исключен из перечня аккредитованных вузов.
Таким образом, по модели АЮР каждый аккредитованный вуз должен в перспективе также аккредитовать все свои программы в области юриспруденции.
Сергей Степашин отметил, что ассоциация аккредитует только программы в сфере юриспруденции (программы бакалавриата, магистратуры, специалитета).
— В перспективе во всех направлениях подготовки, где появятся аккредитующие организации, готовые к данной функции (например, ассоциации экономистов, менеджеров и т.д.), можно проводить аккредитации образовательных программ. Это облегчает государству задачу контроля качества в той или иной сфере. Например, в ряде зарубежных стран нет государственной аккредитации, а только общественная, и это работает эффективнее, так как профессиональное сообщество лучше чиновников знает, в каких вузах качественное образование. Слабые вузы должны уйти с рынка, — уверен Сергей Степашин.
В Минобрнауки "Известиям" подтвердили, что совместно с Ассоциацией юристов России уже сформированы требования и модель профессионально-общественной аккредитации.
— Мы провели апробацию модели в нескольких субъектах по программам в области юриспруденции, экономики, управления, социологии. Сейчас мы вырабатываем механизмы системного сбора информации об имеющихся профессионально-общественных аккредитациях по той или иной программе в вузах. То есть речь идет о возможности реального учета результатов профессионально-общественной аккредитации, эти сведения можно будет передавать в Рособрнадзор для рассмотрения в рамках государственной аккредитации программ. Также рассматривается возможность учитывать их в конкурсном отборе при распределении контрольных цифр приема, — пояснили в пресс-службе Минобрнауки.
В ведомстве также отметили, что участие вуза и программ в профессионально-общественной аккредитации носит добровольный характер, в то же время наличие сертификата профессионально-общественной аккредитации той или иной программы значительно повышает востребованность выпускников вуза на рынке труда, что естественным образом повышает престиж вуза и его конкурентоспособность.
Партнер московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Владимир Юрасов уверен: чтобы навести порядок в юридическом образовании, нужно поменять систему подготовки будущих юристов. Часто, по его словам, в юридические компании приходят выпускники вузов, которые не знают элементарных вещей.
— Студентов готовят по методичкам, созданным еще в прошлом веке. Нужно менять программы подготовки кадров и давать больше практических знаний, — отметил Юрасов.