Польская месть: Варшаве не удалось устроить «жесткую посадку» главе Минобороны РФ
"Сами по себе такие действия не могут квалифицироваться иначе как грубое нарушение норм и этики межгосударственного общения", отмечается в сообщении внешнеполитического ведомства. Российская дипломатия обращает особое внимание на общий контекст происшедшего: борт с Шойгу возвращался из Словакии с мероприятий по случаю 70-летия словацкого национального восстания против гитлеровских захватчиков. В свете этого закрытие транзитного коридора для Ту-154 Минобороны РФ воспринимается российской стороной как "кощунственная выходка против исторической памяти и заслуг тех, кто спас Европу от фашизма".
Напомним, после вылета из словацкого аэропорта в Банска-Бистрицы пилоты самолета получили команду с земли о том, что Польша отказывается предоставить свое воздушное пространство для российского самолета. К транзитному бойкоту присоединилась Украина, которая также аннулировала право на пролет над своей территорией. В виду дефицита топлива лайнер был вынужден сделать разворот и приземлиться в аэропорту Братиславы. После нескольких часов переговоров Польша согласилась признать ранее выданное разрешение на предоставление воздушного коридора.
Как пояснил пресс-секретарь оперативного командования Вооруженных сил Польши Петр Валатек, самолет Сергея Шойгу развернули над Польшей из-за того, что пилот предоставил план полета не гражданского, а военного борта.
Напомним, это не первый случай, когда российские высокопоставленные лица становятся объектами авиационного бойкота. В мае вице-премьер Дмитрий Рогозин и министр культуры Владимир Мединский не могли улететь из Приднестровья – свои воздушные пространства закрыли Украина и Румыния. Делегация вернулась в Москву из Кишинева рейсовым лайнером.
Польские дипломаты предлагают не усматривать в инциденте с самолетом Сергея Шойгу политического подтекста. "Речь шла исключительно о процедурных моментах", - уверяет пресс-секретарь МИД Польши Марчин Войцеховский.
Тем не менее, по странному стечению обстоятельств, министр обороны РФ летел на самолете той же серии (Ту-154), который четыре года назад разбился под Смоленском. Тогда авиационная катастрофа президентского самолёта Ту-154М польских ВВС привела к гибели почти всего высшего военного командования и высокопоставленных польских политиков. Включая президента Польши Леха Качиньского и его супруги.
Несмотря на то, что члены госкомиссии Польши по расследованию авиационных происшествий признали, что причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа Ту-154, в польских СМИ до сих пор фигурируют конспирологические версии гибели президентского лайнера. Кстати говоря, главным расхождением с отчётом Межгосударственного авиационного комитета в 2010 году стало и определение характера полёта: военный он или гражданский.
В условиях резкого ухудшения отношений между РФ и ЕС, некоторые страны выступают в авангарде антироссийской кампании, отмечает руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов.
– В случае обострения отношений наши традиционные недруги ведут себя более активно. Польша всегда находилась в этом ряду. К сожалению, это достаточно заурядная ситуация. Периодически мы сталкиваемся с рецидивами нацистского реваншизма, а также мести за советское прошлое. В случае с поляками следует учитывать введенное Россией эмбарго на поставки сельхозпродукции. Для Польши это очень болезненный вопрос. В свою очередь, польские власти не просчитали возможных ответных санкций. Соответственно, для них это был шок.
Наш МИД грамотно отреагировал на польский демарш, но делать из этого большой скандал, смысла особого нет. Хочется верить, что поляки впредь будут больше думать о стратегических целях и выстраивании добрососедских отношений с Россией, а не потакать несостоявшимся внешнеполитическим амбициям.
"СП": – Может, стоит поспособствовать такому прозрению. Например, устроить "нелетную погоду" над российской территорией для ряда высокопоставленных польских персон?
– Это было бы неконструктивное решение. Агрессивная политика ЕС в отношении России связана с тем, что Запад недоволен экономическим укреплением нашей страны. Нам отводили роль зависимого государства, а мы оказались самостоятельной региональной, а в некоторых аспектах даже мировой державой. Это не устраивает американцев и их союзников по НАТО. Россия отказалась встраиваться в низшие этажи иерархической лестницы, на вершине которой находятся США.
С другой стороны, мы сами никогда не ставили такую цель – "строить" кого-то или опускать ниже плинтуса. Российская дипломатия стремилась выстраивать добрососедские отношения с нашим окружением. Резюмируя, Россия намного более крупная и великая страна, чем Польша. Соответственно, нужно вести себя по принципу "собака лает, караван идет".
"СП": – Самой Польше не надоело выступать в качестве евроатлантического "пушечного мяса" на фронтах геополитической войны с Россией? Почему для Варшавы политика регулярно оказывается важнее экономики?
– Далеко не все поляки относятся плохо к России. В отличие от Латвии, Польша не выступает неизбежным противником нашей страны. Если в прибалтийском государстве до сих пор по улицам маршируют неонацисты, откровенным образом ущемляются права национальных меньшинств, в Польше мы не наблюдаем такого. А отношение к деятелям из ОУН-УПА здесь откровенно отрицательное.
Большинство наших конфликтов с Польшей - это либо отголоски далекой истории, либо чисто ситуативные проблемы. Причем многие провокации инициируются отнюдь не в Варшаве, а далеко за ее пределами. Ввязываться в бессмысленный "размен ударами" нам совершенно ни к чему.
"СП": – Насколько важен фактор исторической памяти?
– Если обратиться к истории, то мы увидим, что практически все члены ЕС (их предыдущие государства), так или иначе, принимали участие в завоевательных походах на Россию. Это и немецко-фашистские захватчики, а также их союзники (Финляндия, Словакия, Румыния). До этого была интервенция в годы Гражданской войны, когда к разграблению России приложили руку англичане. А еще раньше на территорию Российской Империи вторгалась наполеоновская коалиция. Страна у нас сильная, поэтому нападения мы успешно отбивали. Это только добавило ненависти к России.
Если говорить о Польше, то ее разделы в XVIII веке во многом были спровоцированы тем, что поляки в течение нескольких веков держали под своим контролем часть западнорусских территорий. Я считаю, что копаться в истории и пытаться найти оправдание современным благоглупостям - достаточно близорукая политика. Это была бы очень большая ошибка, если бы Москва пошла на поводу у тех западных провокаторов, которые пытаются стравить россиян и польский народ.
Рейс Сергея Шойгу не пропустили, когда он имел статус военного, объясняет главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.
– Иными словами, Польша достаточно экстравагантным образом продемонстрировала свое отношение к вовлеченности России в украинский конфликт. Это был потенциально опасный демарш, поскольку любое изменение курса во время полета создает дополнительные риски для самолета.
Чисто политически Польша (как остальная Европа и страны НАТО) исходит из того, что Россия воюет с Украиной. События в соседней стране трактуются как межгосударственная война. Сергей Шойгу - это министр обороны государства, которое воюет с той страной, которую поляки считают жертвой агрессии.
В течение последних четырехсот лет Россия несколько раз участвовала в разделе польского государства.
"СП": – В период Смуты начала XVII века мы имеем пример противоположного свойства…
– Естественно. Один раз они нас оккупировали, потом мы уничтожали их государственность. Это я не к тому, кто прав, а кто не прав. История не проходит бесследно. Если возвращаться к текущим событиям, то именно Польша была одним из инициаторов политики Восточного партнерства, которая спровоцировала острый кризис на Украине. То есть Варшава просто защищает ту линию, которую она проводила. Многие соглашаются с тем, что она была ошибочной и провалилась. Но признавать это польская дипломатия не хочет, отступать некуда и Польша будет находиться в авангарде сил, которые считают необходимым "поставить Россию на место".
"СП": – Есть мнение, что Польша - это скрытый бенефициар "враждебного поглощения" Украины Европой.
– Это несколько упрощенный взгляд на вещи. Подписание Киевом соглашения об ассоциации с ЕС еще не означает, что Речи Посполитой кто-то возвращает "восточные кресы". Дело вообще не в возвращении территорий, а в отодвигании геополитической границы России.
В польском истеблишменте есть точка зрения, что чем дальше находится граница политического влияния РФ, тем Варшава ощущает себя в большей безопасности. По этой логике, если втянуть Украину в евроатлантические структуры, безопасность Польши повысится. Тогда буферным государством будет уже не она, а Украина. Но это рамочная логика. То, что происходит сейчас на Украине невыгодно никому, в том числе и Польше, если учитывать тот масштаб дестабилизации и те риски, с которыми сталкивается Украина. Сегодня уже никого не удивляет вопрос, сохранится ли она в нынешней конфигурации. Это совсем не то, на что изначально рассчитывали в Варшаве, и Польше это не может быть выгодно.
"СП": – Недавно польские СМИ обнародовали фрагменты телефонной "прослушки", главным героем которой стал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски. В конфиденциальной беседе он подверг резкой критике союз Польши и США, который "создает фальшивое ощущение безопасности".
– Не думаю, что такие "прозрения" имеют большие перспективы. Такие небольшие страны как Польша, которые находятся на стыке геополитических сфер влияния, вынуждены выбирать "из двух зол меньшее". Знаю, что многих европейских политиков (и в Германии, и во Франции, и в Польше) раздражает агрессивный и бескомпромиссный курс, который проводит Вашингтон по отношению к России. Особенно в последние годы, когда одна глупость следует за другой. Усталость от этого только возрастает. Но это не означает, что у европейцев есть другой вариант. Европа попыталась заявить о собственных амбициях, но у нее ничего не вышло. ЕС так и не превратился в самостоятельную геополитическую единицу. А отдельные страны (даже такие мощные как Германия) "по калибру" не тянут на уровень США, Китая или России.
Поэтому у Брюсселя нет выбора – остаться с Америкой или пуститься в самостоятельное плавание. Тогда придется терпеть. В Польше это тоже ярко выражено. Варшава ведь не доверяет НАТО. Поляки опасаются, что Европа в случае конфликта с Россией, как это неоднократно было в истории, просто "умоет руки". Дескать, мы ничем не можем вам помочь. Поэтому они полагаются только на американские гарантии. С этой точки зрения, проамериканская ориентация - единственная возможность обеспечить их безопасность. Хотя тот же самый Сикорский это очень профессиональный и неглупый человек. Он прекрасно понимает, какие ошибки совершают американцы, но делать нечего.