Минобрнауки меняет формат всероссийских школьных олимпиад
Министерство образования и науки (Минобрнауки) намеревается внести изменения в действующий порядок проведения всероссийской олимпиады школьников. Предлагается, чтобы в случаях, когда на региональном этапе ни один участник олимпиады не набрал установленного количества баллов, необходимого для прохождения в финал, органы исполнительной власти субъекта в сфере образования отбирали для участия в заключительном этапе олимпиады одного представителя, набравшего наибольшее количество баллов. Таким образом в финале всероссийской олимпиады будет участвовать хотя бы один представитель от каждого субъекта. Об этом "Известиям" рассказали в Минобрнауки.
— Изменения вносятся по просьбе экспертного сообщества и региональных органов управления образования во избежание уменьшения субъектового представительства в составе участников заключительного этапа всероссийской олимпиады, — пояснили в пресс-службе министерства.
История школьных олимпиад берет начало еще с советских времен — с 1967 года, когда впервые была объявлена Всесоюзная олимпиада школьников по математике. В сегодняшние дни олимпиада состоит из 21 дисциплины — математики, химии, физики, биологии, информатики, географии, астрономии, экологии, литературы, экономики, русского языка, иностранных языков (английского, французского, немецкого), ОБЖ, истории, технологии, физической культуры, права, обществознания и мировой художественной культуры.
Ведомство также предлагает внести изменения в олимпиаду по иностранным языкам, добавив состязания по испанскому, китайскому и итальянскому, которые в последнее время начинают пользоваться популярностью у российских школьников.
Структура олимпиады состоит из нескольких этапов. Первым идет школьный этап, который проводится самими образовательными учреждениями среди учащихся 5–11-х классов. Затем муниципальный уровень, в котором могут участвовать ученики 7–11-х классов, после чего начинается региональный этап олимпиады, где принимают участие учащиеся 9–11-х классов, ставшие победителями муниципальной олимпиады. В финал же выходят лучшие представители своего региона, выполнившие все задания и набравшие необходимое количество баллов, установленное Минобрнауки.
Победители всероссийской олимпиады определяются по количеству набранных баллов. Число призеров, которые получат дипломы, определяется квотой, установленной Министерством образования и науки. Победители получают право на поступление без экзаменов в любой вуз России, если только выигранная олимпиада совпадает с профильным направлением обучения. Победителям также вручается президентская премия.
Всего, по данным Минобрнауки, в 2013 году во всероссийской олимпиаде участвовало около 9,1 млн учащихся, из которых только 4487 учеников со всей России удостоились участия и вручения призов в финальном этапе соревнований.
— Победителям олимпиады разрешено пользоваться льготами при поступлении только в один вуз, а не в несколько. В остальные они поступают на общих основаниях, что является вполне справедливым. Правда, необходимо оставлять всё на полном контроле, потому что присутствуют элементы коррумпированности и в этом вопросе. Нужно ужесточить элементы контроля за тем, насколько объективно, прозрачно и честно выставляются финальные баллы, — считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Льготы при поступлении также предоставляются победителям и призерам региональных олимпиад, но здесь есть несколько условий. Во-первых, чтобы получить льготы при поступлении, школьники должны сдать профильный ЕГЭ не ниже чем на 65 баллов. Во-вторых, льготы определяются самим учебным заведением и публикуются вузом в мае-июне. В целом льготы, предоставляемые вузами, могут быть трех категорий: первая (поступление без экзаменов), вторая (100 баллов за профильный предмет) и третья (100 баллов за дополнительное вступительное испытание).
— Отмечать людей за их достижения различными знаками отличия и льготами и давать им шанс побороться за это — хороший стимул. Хотелось бы лишь добавить, что нельзя забывать о контроле за результатами таких олимпиад и отслеживать объективность результатов. Если они тщательно будут проверяться, то это станет положительным шагом, — говорит сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов.