Пресс-службы министерств обзаведутся «жалобными книгами»
Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи во время осенней сессии рассмотрит вопросы качественного улучшения информирования общества о работе министерств, агентств, служб и других органов власти. Одним из предложений в данной сфере является создание публичных и открытых онлайн "жалобных книг" на сайтах ведомств, где представители СМИ смогут оставлять свои впечатления от работы ведомственных пресс-служб, сравнивать их с другими, предлагать свои изменения в работе. На сегодняшний день, по словам парламентариев, работа пресс-секретарей министерств и других госструктур зачастую становится причиной казусов в информационном пространстве, а жалобы на их работу поступают даже в профильный комитет.
По словам первого зампреда комитета ГД по информационной политике Вадима Деньгина, "жалобные книги" на ведомственных сайтах должны быть открытыми, и любой желающий журналист сможет заранее узнать о том, что думают его коллеги по поводу работы пресс-службы того или иного министерства.
Парламентарий считает, что некачественная работа ответственных за связи со СМИ не редко компрометирует саму работу глав министерств или служб.
- В ближайшее время в рамках комитета мы обсудим идею введения на сайтах пресс-служб министерств электронных жалобных книг, где журналисты смогут оставлять свои претензии по качеству работы пресс-служб, и скорости получения информации. Сами жалобы и запросы о работе пресс-секретарей нередко поступают в наш комитета и мне лично, - рассказал Деньгин. - И проблемы в работе пресс-служб порой имеют весьма масштабный характер, компрометируя глав ведомств, как в недавней ситуации с неправильным разъяснением нормы по вайфай. А тем не менее, пресс-службы ведомств оплачиваются из денег налогоплательщиков и от качества их работы зависит народное мнение.
Благодаря новому контролю, по мнению Деньгина, ведомства сами смогут выявлять непрофессионалов и тех, кто вместо разъяснения той или иной меры предпочитает отказываться от комментариев.
На сегодня, взаимодействие СМИ и пресс-служб органов власти регламентировано ФЗ "О Средствах массовой информации", который установил срок в 7 дней для ответа представителей ведомств. Эта норма также вызывает ряд недовольств, поскольку в сегодняшней информационной реальности этого срока достаточно для утраты актуальности запроса. Кроме этого, ст. 20 ФЗ "о СМИ" регламентирует правила отказа в ответе и отсрочки в предоставлении информации. Также в законе прописано, что вопрос и ответ может быть направлены и в устной форме, однако официальные представители ведомств зачастую просят прислать официальный запрос.
В самих федеральных органах власти в массе своей лояльно отреагировали на инициативу о создании разделов для оценки работы пресс-служб ведомств.
- Инициатива введения открытых жалобных книг на сайтах министерств актуальна с точки зрения реализации принципов открытости органов власти всех уровней, что в конечном счете направлено на повышение эффективности деятельности органов власти и установление открытого диалога в обществе посредством взаимодействия со средствами массовой информации, - сказал представитель пресс-службы Минсельхоза Екатерина Попова. - мы в своей деятельности ориентируется на максимально сжатые сроки подготовки информации по запросам СМИ.
Пресс-секретарь главы Минздрава России и заместитель директора департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Олег Салагай сказал "Известиям", что в случае нормативных изменений ведомство создаст открытый раздел для публикаций о работе пресс-службы.
- В случае, если такая норма будет введена в законодательство, мы, безусловно, будем ее выполнять. В то же время в работе пресс-служб со СМИ, на наш взгляд, очень важно вместе в конструктивном диалоге обсуждать имеющиеся проблемы и находить взаимоприемлемые пути их решения, - говорит он.
В министерстве строительства и ЖКХ России рассказали, что у них не было случаев разногласий между пресс-службой и представителями СМИ.
- В ведомстве не было разногласий с журналистами в части предоставления информации. Министерство, как и любой другой орган власти, заинтересовано в информировании о своей деятельности, пояснении позиции ведомства в том или ином вопросе, любые конфликты со СМИ просто недопустимы. Новая инициатива, возможно, станет дополнительным инструментом в эффективном сотрудничестве СМИ и чиновников, - сказали в Минстрое.
Председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Чернышова считает, что открытость власти сегодня является одним из необходимых условие дальнейшего развития гражданского общества.
- У нас есть закон о СМИ, существуют различные другие документы, регламентирующие необходимость взаимодействовать с прессой, отвечать на запросы журналистов. Но в реальной жизни очень часто ведомства закрываются, что плохо и для людей, и для самой власти, поскольку формируется негативный образ, - сказала она. - Даже если чиновники работают эффективно, а люди не знают, не получают вовремя ответов на свои вопросы с помощью журналистов, то отношение будет негативным, что бы хорошего не делала власть. Поэтому в данном процессе должны быть заинтересованы не только журналисты, но и сами представители органов власти различного уровня.