Уважаем домашнюю заготовку: программу замещения импорта продуктов питания представят до 30 сентября
Называются две возможные тенденции в экономике России - снижение потребительского спроса и рост цен на продовольствие в связи с запретом на ввоз в нашу страну продуктов из США, Норвегии, Австралии и Евросоюза. На "круглом столе" в "Российской газете" представители отрасли и чиновники обсуждали - насколько эти тенденции опасны и что делать, чтобы их предотвратить.
Первое, что следует сделать, это успокоить граждан, уверен заместитель министра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев. По его мнению, глобального роста цен на еду нет. "Если и возможны какие-либо колебания, это колебания на локальных рынках, вызванные либо временным затруднением на замещение продовольствия, либо фактическим поведением отдельных компаний, пытающихся заработать на данной ситуации", - рассказал он. Если брать ту плодоовощную продукцию, которая максимально востребована покупателями (картошка, яблоки, зелень, свекла и другие распространенные продукты), то мы не ожидаем здесь дефицита", - отметил Юрьев.
Слова чиновника подтвердила заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Екатерина Куманина. "Вся социальная корзина, все то, что мы все едим каждый день - почти на сто процентов российское производство. Это не попало под эмбарго, и мы не ждем здесь ни дефицита, ни каких-то существенных изменений ассортимента. Ни каких-то принципиальных изменений цены", - сказала она.
Ведомство не отказывается признавать и сложности. Но в замещении импорта мясной продукции, например, глобальных рисков минсельхоз тоже не видит. Возможны проблемы, по мнению Дмитрия Юрьева, только "на период переориентирования контрактов на поставку продукции для мясокомбинатов. Для сетевого формата вообще таких проблем нет. Если брать мясо птицы, то оно, как правило, шло на переработку и не ложилось на полки в магазинах", - рассказал замминистра.
Немного проще ситуация с рыбой. Другой разговор, что объемы вылова российской рыбы невелики, а ее себестоимость остается высокой из-за длинного транспортного "плеча". Несмотря на это, минсельхоз в части рыбы и морепродуктов не прогнозирует резкого роста цен. "Росрыболовство в онлайн-режиме работает, отслеживаются ситуации, связанные с резким задиранием стоимости", - объяснил Дмитрий Юрьев.
Тем более что существует отдельная государственная программа развития рыбохозяйственного комплекса. По мнению министерства, должно, во-первых, быть продолжено субсидирование тех кредитов, которые у нас ранее субсидировались через нашу сельскую программу, и они были в 2013 году исключены из механизмов поддержки. "И должны субсидировать так же новые кредиты на развитие культуры, которая у нас по факту тоже растущая, и в каком-то периоде трехлетнем мы можем заместить приличный объем, до 20 процентов производимой продукции", - высказал предложения чиновник.
С молочной продукцией тоже все будет не так сложно. Во-первых, стоит рассчитывать на довольно быстрое замещение импорта качественными товарами из Белоруссии и Казахстана. И - по вполне адекватным ценам. Что же касается дорогостоящих сыров, то это наиболее сложное направление, "может быть ситуация, связанная с отсутствием сыра, который производится в отдельных регионах", - считают в минсельхозе.
С такой оценкой согласился и председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Он подчеркнул, что тот объем импорта, который запрещен к ввозу, составляет примерно около 20 процентов всего импорта. А если говорить об объеме на полках, то это менее 10 процентов всего, что у нас представлено в магазинах. Эксклюзивные редкие сыры - меньше 3 процентов потребления всех сыров.
"Беларусь вместе с Южной Америкой могут легко заместить весь объем, закрытый к поставкам. Что касается эксклюзивных сыров, то у нас есть Швейцария, у нас есть Сербия. Определенные виды сыров и мы, российские производители и белорусские, тоже способны производить. Поэтому что касается обеспеченности потребителя, никаких рисков я не вижу", - уверен он.
Без поддержки государства в этом вопросе не обойтись. По мнению Андрея Даниленко, для того, чтобы отечественный производитель занял преобладающую долю на полках, должно быть очень серьезное партнерство с органами власти. И в ведомстве сейчас в ускоренном порядке дорабатывают государственную программу по импортозамещению. Крайний срок представления документа в правительство - 30 сентября. В новом документе, поделился информацией Дмитрий Юрьев, сокращены сроки достижения целей - уже не к 2020-му, а к 2018 году, предусмотрены "такие направления поддержки, как проектное финансирование, и ряд других более доступных инструментов для развития инвестиций в отрасли".
Планы вполне конкретные. В первом приближении, перечислил замминистра, можно ориентироваться на то, что мы можем заместить за счет внутреннего производства до 500 тысяч тонн по плодам-ягодам, около 308 тысяч тонн - по овощам. Замещения по мясу, свинине, это 550 тысяч тонн, по мясу птицы - 545 тысяч тонн.
У отраслевиков, которые присутствовали на "круглом столе" оказался немного другой взгляд на эти вопросы. Да, импортозамещение важно, уверены они. Но полностью закрывать ту или иную продукцию отечественной нельзя.
Во-первых, импорт влияет на конкуренцию на рынке и тем самым держит в тонусе производителей, считает глава Мясного союза Мушег Мамиконян. "Импорт гасит колебания национального курса валюты. При изменении любых других экономических параметров импорт так же важен, потому что каждая страна, которая является экспортером продовольствия в мир, одновременно является импортером. И только в этом является фактор конкурентоспособности отрасли", - объяснил он.
Но проблемы есть. Их назвала генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. По ее мнению, основной вопрос - сырьевая база. "Мы хотим увеличить производство конечной молочной продукции, но мы уменьшаем объемы производства молока, сырья. И здесь у нас идет разрыв. То есть мы имеем потенциал по переработке, но не можем обеспечить потребности", - объяснила она. Еще Россия импортирует пищевые ингредиенты, мало производит клейковины. А это продукты, которые необходимы для технологии производства современных продуктов питания.
Что делать? Необходимо, уверена эксперт, посчитать потребности в производстве продукции, оценить уровень затрат на единицу готовой продукции и оценить, сколько нужно заложить на хранение, если говорить, допустим, про овощи и фрукты. "То есть опять же оценить затраты на те мощности, которые нам необходимы. И в итоге мы получим финансирование по каждой из этих отраслей", - сказала она. По ее мнению, на это потребуется около 3,5 триллиона рублей, может быть, немного больше.