Санкционный контрудар: Москва может ограничить ввоз промтоваров из США и ЕС
Пока в списке дополнительных санкций (о них, по крайней мере, известно журналистам) всего две позиции.
Первая – полный или почти полный запрет импорта автомобилей из недружественных стран. По словам источника издания в правительстве, спрос в этом случае планируется обеспечить за счет внутреннего производства, прежде всего предприятий, работающих в режиме промышленной сборки.
По данным "АСМ-холдинга", в первом полугодии 2014 года доля ввезенных легковых автомобилей на российском рынке составила 27%, грузовиков – 46%, автобусов – 13%. Получается, больше всего мы ввозим грузовиков, но как раз в этом секторе промышленного производства Россия не выглядит беспомощной. Те же "КамАЗы" –автомобили вполне конкурентоспособные, и увеличить их выпуск – не принципиальная проблема.
Еще одна возможная позиция – ограничение на импорт медицинских изделий. Те, которые производятся в России, – салфетки, пластыри, хирургическое и простейшее диагностическое оборудование, – составляют только 20% рынка. Остальное – в том числе высокотехнологичное оборудование – это импорт. Выходит, с запретом импортной медтехники можно и дров наломать.
В списке могут появиться и другие пункты. Об этом в минувший четверг предупреждал премьер РФ Дмитрий Медведев. Например, возможен запрет для европейских и американских авиалиний на транзит через Россию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Также власти могут принять защитные меры в авиастроении и судостроении. Правда, премьер подчеркнул, что такие решения будут приниматься осмысленно, чтобы не навредить себе.
Как далеко Россия готова зайти в войне санкций, какие товары из ЕС и США реально могут угодить в "черный список"?
– Я бы взвешенно подходил к введению любых новых санкций в отношении ЕС и США: разорвать торговые связи можно за неделю, а восстанавливать придется годами, – отмечает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. – Надо понимать, что обмен санкциями – это обмен ущербами для экономик обеих сторон, и потери уже сейчас достаточно велики.
Если смотреть на текущую ситуацию, более-менее логично выглядит только возможный запрет на ввоз в Россию новых иномарок. Дело в том, что такая мера не слишком сильно ударит по рынку российского автопрома, поскольку он уже несколько месяцев подряд пикирует вниз.
Да, этот рынок можно поддержать, если возродить федеральную программу по утилизации авто. Такая госпрограмма, напомню, действовала с 1 января 2010 года до 31 декабря 2011 года, и позволяла автовладельцам сдать на утилизацию старую машину, и получить взамен скидку на покупку новой. Но сегодня ситуация в отечественной экономике складывается так, что в ближайшие несколько месяцев новую госпрограмму утилизации вряд ли примут. Это значит, что ожидать увеличения емкости российского авторынка не стоит.
При таком раскладе запрет на ввоз новых иномарок – мера скорее демонстративная, и для нас безболезненная.
Не исключено, кроме того, что если запрет на поставку иномарок введут, бизнес сумеет его обойти. Мы видим сегодня, например, как попавшие под запрет молдавские фрукты активно поставляются в РФ через Белоруссию. С поставками иномарок история может повториться.
"СП": – Медтехнику, если она окажется в "черном списке", тоже будут ввозить окольными путями?
– С запретом на импорт медизделий ситуация немного другая. Думаю, отечественные компании воспользовались сейчас моментом, чтобы пролоббировать вытеснение западных производителей с российского рынка. Разговоры о необходимости импортозамещения в сфере медицинских изделий идут уже несколько месяцев. Напомню, что еще до введения санкций против РФ в российском правительстве обсуждалась возможность прекращения поставок импортных томографов и другого высокотехнологичного медоборудования.
На мой взгляд, инициатива с внесением в санкционный список медизделий – продолжение этого давнего разговора. В принципе, заместить импортную медицинскую продукцию возможно, хотя качество отечественных аналогов отстает от западных стандартов. Однако я не исключаю, что такое замещение приведет, в конечном итоге, к ограничению доступа населения к высокотехнологичным медуслугам. Поэтому принимать решение о вводе таких санкций следует особенно осторожно: навредить себе в сфере медицины крайне нежелательно.
"СП": – Мы можем пойти на защитные меры в других отраслях – авиастроении и судостроении?
– Можем, но при этом есть риск столкнуться с неприятными последствиями. Например, мы можем отказаться от импорта судов. Но в ответ западные судостроительные компании могут запретить поставлять в Россию уже заложенные газовозоы и ледоколы, необходимые для реализации проекта "Ямал-СПГ". Проект, напомню, включает в себя строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), создание морского порта Сабетта и танкерного флота ледового класса. Многие контракты по "Ямал-СПГ" уже подписаны. Если мы продолжим войну санкций, на этот раз в области судостроения, и получим ответный удар, – то можем ямальский проект банально завалить.
В сфере авиастроения ситуация тоже непростая. На фоне западных санкций правительство решило вернуться к производству самолетов Ту-204, и готово заказать на ульяновском "Авиастар-СП" достройку 11 машин. Это сравнительно небольшой заказ, но его собираются исполнять в течение 2015-2016 годов. Такие темпы импортозамещения заставляют задуматься: готовы ли мы в массовом порядке отказаться от закупок "Боингов" и "Эйрбасов". Тем более, в случае отказа от закупок импортных лайнеров неизбежно возникнут проблемы с эксплуатацией имеющегося парка самолетов зарубежного производства. В частности, мы можем столкнуться с ответным запретом на поставку запчастей.
Проблема в том, что в современном мире международная торговля – явление комплексное и сложное. В ее основе лежат очень серьезные производственно-технологические цепочки, которые зачастую включают десятки предприятий в разных странах мира. В рамках такой системы любые санкции контрпродуктивны. Ущерб от них имеет свойство накапливаться, и рано или поздно негативно отразится на экономиках всех стран, которые к санкциям прибегают.
"СП": – Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация с санкциями?
– Сегодня всем сторонам пора отказываться от патетической риторики, и всерьез задуматься, как из гарантированного обмена ущербами выбираться. Думаю, нынешняя осень станет временем дипломатов, которые должны найти компромиссное решение по разрядке ситуации на Юге-Востоке Украины. Именно в этом – ключ к прекращению санкционной войны.
Как известно, в Берлине прошли четырехсторонние переговоры по деэскалации украинского конфликта между главами МИД России, Германии, Франции и Украины. Пока окончательных договоренностей не зафиксировано. Но тот факт, что эти переговоры продолжались пять часов, и стороны констатировали, что по ряду направлений наметился прогресс, лично в меня вселяет определенный оптимизм. Может быть, на этот раз переговоры по ситуации на Украине удастся сдвинуть с мертвой точки.
А продолжение войны санкций – это тупик для всех.
– Россия, по большому счету, не готова к санкционной войне, хотя из этого не следует, что в такой войне нам не нужно участвовать, – считает экс-заместитель руководителя Счетной палаты РФ, экономист Юрий Болдырев. – Но параллельно нам нужно срочно, в мобилизационном порядке, налаживать собственное производство в тех сферах, которые могут оказаться под ударом из-за санкций со стороны ЕС и США.
Взять, например, ситуацию в автопроме. Мы собираемся запретить ввоз готовых иномарок, но рассчитываем сохранить их промышленную сборку на своей территории. А что, если Запад в ответ перекроет нам промсборку – прекратит поставки машинокомплектов?!
"СП": – Что в этой ситуации делать? Отказаться от ответных санкций?
– Я "за" введение ответных санкций. Но нужно еще и вкладывать серьезные деньги в развитие отечественного автомобилестроения, а главное – менять базовые подходы к управлению отраслью. То же касается авиапрома, судостроения, других отраслей.
На мой взгляд, Россия сейчас находится в состоянии критической зависимости от Запада. И российскому руководству крайне важно не заниматься мелким пиаром, пытаясь находить наиболее безболезненные ответные санкции, а срочно создавать ключевые модернизационные институты новой экономики.
"СП": – Создание таких институтов – дело небыстрое. Как нам продержаться в переходный период?
– Нужно всерьез разворачивать связи с государствами, которые решали аналогичные задачи по импортозамещению. Это поможет решить вопрос, например, с обеспечением нашего рынка медицинским оборудованием. Скажем, Индия и Китай производят очень много из того, что в медицинской области требуется каждый день.
И не нужно говорить, что качество китайских изделий заведомо ниже европейских. Проблемы возникают не из-за того, что Индия и Китай не умеют делать качественные товары, а из-за того, что система российских закупок очень коррумпирована. Если мы у себя решим вопрос предъявления адекватных требований к технике, которую закупаем, наверняка в Индии и Китае по абсолютному большинству позиций найдется, что купить.
"СП": – Сколько реально времени нам нужно на развитие собственного производства по ключевым направлениям?
– Ответ на этот вопрос требует тщательных расчетов. В целом, нам не стоит делать резких движений, вводя ответные санкции, но вместе с тем необходимо срочно и серьезно вкладываться в развитие собственной промышленности, сколько бы времени это не потребовало…