Президента попросят ввести госмонополию на табак и алкоголь
После запрета на ввоз ряда продовольственных продуктов из стран, которые применили санкции в отношении России, депутат Олег Нилов ("Справедливая Россия") считает логичным наказать и крупнейшие табачные и алкогольные корпорации введением госмонополии на производство табака и алкоголя. Эту инициативу фракция озвучит на встрече Владимира Путина с депутатами Госдумы и членами правительства в Крыму 13–14 августа.
Депутат еще в марте внес в Госдуму два законопроекта о введении госмонополий на производство табака и алкоголя, однако коллеги-думцы не спешат их рассматривать.
Напомним, что эти законопроекты предлагают производить табачную и алкогольную продукцию только на государственных предприятиях, под которыми понимаются государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества с преобладающей долей (вкладом) государства в уставном капитале. То есть государству должен принадлежать контрольные пакеты акций этих предприятий — минимум 51%.
— Эти инициативы не раз поднимались не только нашей фракцией, но и другими, однако наши законопроекты уже готовы и ждут рассмотрения. Мы обратимся к правительству и президенту с просьбой проработать их в срочном порядке, в том числе повлиять на руководство Госдумы, — отметил Нилов.
Депутат убежден, что госмонополии на производство табака и алкоголя, во-первых, спасут миллионы жизней, во-вторых, значительно пополнят казну, поскольку во времена Российской империи и Советского Союза доходы от них составляли до 30% бюджета.
— Мы не говорим, что иностранные табачные и алкогольные компании должны уйти с нашего рынка, просто большая часть прибыли должна идти в бюджет. Сейчас, в разгар двусторонних санкций, особенно необходим контроль над производством табака, который практически полностью принадлежит иностранному бизнесу. Для нас очень важно не зависеть от зарубежных табачных компаний, ведь это делает Россию уязвимой. Все мы наблюдали за тем, как легким движением руки наши иностранные партнеры "выключили" "Добролет" в санкционный список. И то же самое могут сделать с табачным производством в России, а это 92% табака, потребляемого россиянами, — говорит Нилов.
По его мнению, ситуация может усугубиться вплоть до табачных бунтов, ведь 45 млн курильщиков не сравнятся с армией любителей американских гамбургеров, которые при необходимости могут перейти на русские пирожки.
Аналогичная ситуация и со спиртосодержащей продукцией — освобождение полок от иностранного крепкого алкоголя и вина и предоставление их тем же крымским и краснодарским виноделам станет не только помощью нашим виноградарям, но и логичным продолжением режима санкций. По мнению депутата, госконтроль над производством алкоголя поддержит нашего производителя и принесет в казну огромные доходы.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает идею госмонополии в этих отраслях абсолютно неэффективной.
— Эта идея базируется на ложном посыле, который гуляет по головам депутатов и чиновников, что якобы алкоголь давал треть бюджета Советского союза, на самом деле — 5%. Однако он давал четверть в структуре розничного товарооборота, но только потому, что крепкий алкоголь был дорог по сравнению с другими товарами. Он приравнивался к предметам роскоши, какими были ковры, хрусталь и автомобили, — говорит Вадим Дробиз.
Эксперт также отметил, что сама идея государственной монополии в нашей стране уже реализуется на рынке спирта, поскольку на сегодняшний день государственного спирта более 20%, а перед новым годом будет уже под 45%, потому что Федеральной антимонопольной службой одобрена сделка по приобретению большой группы спиртзаводов. По его прогнозу, с 2015 по 2017 год государство будет контролировать уже порядка 90% рынка спирта.
— Не важно, какую долю производства контролирует государство, важно, сколько денег оно от него получает и будет ли получать больше, если введет монополию, — утверждает Дробиз. — Сегодня рынок алкоголя частный, а это целое государство — сотни тысяч магазинов, тысячи компаний. Государство всё равно с этим не справится. Появится, к примеру, алкогольная госкорпорация — еще одно коррупционно-административное образование, которое загубит отрасль. Я уже считал: если ввести госмонополию на весь алкоголь в России, то отрасль станет убыточной. Сейчас государство по крайней мере получает фиксированную прибыль.
По словам эксперта, в прошлом году государство получило с алкогольного рынка около $14 млрд чистой прибыли в виде акцизов и НДС. В случае монополии акцизы будут уходить на содержание самой системы и прибыли не будет вообще.
Заместитель председателя "алкогольного" подкомитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, генеральный директор НП "Комитет производителей алкогольной продукции" Александр Романов считает преждевременным комментировать данные законопроекты.
— Нужно дождаться конкретных решений по этому поводу — хотя бы на уровне правительства. Тогда и будем задумываться, а в случае необходимости меняться в ту или иную сторону. Я считаю, что самое важное для государства сейчас — продолжать активно бороться с производством нелегального алкоголя, каким считается весь алкоголь без уплаты акциза и налога НДС. С этим в стране действительно тяжелая ситуация. Если все предприниматели будут таким образом делиться прибылью с государством, это уже будет большая победа, — отметил Романов.
Представители табачной отрасли также пока не воспринимают эти инициативы всерьез. Они считают, что такие меры отпугнут от России иностранных инвесторов.
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников поддерживает инициативы коллеги. В марте он подписался под обоими законопроектами.
— Думаю, что речь идет не об ответе на санкции, а об упорядочении этих двух рынков — алкогольного и табачного. И их монополизацию я считаю вполне разумной инициативой. Это достаточно доходные отрасли, которые требуют государственного регулирования, что будет только способствовать оздоровлению нации, — отметил парламентарий.
Член Общественной палаты, руководитель федерального проекта "Трезвая Россия" Султан Хамзаев также считает, что контрольный пакет акций в этих отраслях должен принадлежать государству.
— Здесь могут возникнуть споры: почему государству, а не российскому бизнесу? Но бизнес — понятие растяжимое. — отмечает Хамзаев. — Мы прекрасно понимаем, что можно через левое, оффшорное предприятие вернуть деньги тому же собственнику. Поэтому государству должно принадлежать либо само производство, либо должны быть специальные налоговые режимы. Главное, чтобы львиная часть налогов — до 80% — оставалась в России.