Музыкальный «оброк» возрос до 5,3 млрд рублей в год
За последние 3 года количество исков в арбитражных судах к владельцам баров, кафе и магазинов за незаконное воспроизведение фонограмм отечественных и зарубежных звезд выросло в 9 раз. А суммарные сборы авторских вознаграждений, которые собирают с бизнесменов Российское авторское общества (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), увеличились в 2 раза, достигнув в 2013 году рекордной отметки в 5,3 млрд рублей.
Предприниматели сравнивают этот музыкальный "оброк" с узаконенным рэкетом и жалуются на непрозрачность схемы сбора и распределения средств. РАО и ВОИС — частные структуры, не имеющие никакого отношения к государству, и в конечном счете проверить, кому конкретно и в каком объеме идут собранные средства, практически невозможно.
"О Боже, какой мужчина!"
Самый громкий судебный процесс последних лет из-за авторских вознаграждений завершился в начале августа полным поражением борцов за права музыкантов, композиторов и звукозаписывающих студий. ВОИС требовал взыскать с компании "Метро Кэш энд Керри" 500 тыс. рублей за публичное исполнение 10 фонограмм. Песни звучали в одном из торговых центров "Метро", в зале с бытовой техникой. Однако представители ответчика в суде заявили, что оборудование, выставленное на продажу, могли включить посетители для его проверки.
Кроме того, им удалось доказать, что из колонок аппаратуры звучали хиты, транслировавшиеся в эфире одной из музыкальных радиостанций. А в ст. 1330 ГК РФ говорится, что "авторский сбор" за исполнение произведений и фонограмм в радио- и телепередачах осуществляется только в местах с платным входом. Вход в торговые залы бесплатный, поэтому суд ВОИС в иске отказал.
В ВОИС не исключают, что это решение может быть обжаловано.
— Пока наши юристы еще не получили на руки решения суда, будем мы его обжаловать или нет, станет понятно после того, как внимательно изучим документ, — заявили "Известиям" представители ВОИС.
В компании "Метро" называют решение суда справедливым.
Между тем владельцу маленького кафе или магазинчика отбиться от подобного иска гораздо тяжелее — нужно и время, и деньги для оплаты услуг команды высококлассных специалистов. А ведь по закону штрафные санкции за "нелегальное" воспроизведение хитов для мелких предпринимателей такие же, как и для крупных компаний — от 10 тыс. до 5 млн рублей.
Например, индивидуальной предпринимательнице Ольге Плехановой из маленького удмуртского городка Камбарка с населением 10 тыс. человек только один хит Натали "О Боже, какой мужчина!" обошелся в 20 тыс. рублей. Всего же РАО взыскало через суд с Плехановой 160 тыс. рублей за воспроизведение восьми песен Натали и группы "Руки вверх". Песни звучали на дискотеке в местном кафе МАХ, которое невзыскательные жители Камбарки пафосно называют ночным клубом.
— 160 тыс. для нашего городка, где у людей зарплаты 8–12 тыс. рублей, — очень большие деньги, — жалуется предпринимательница. — А с меня их взыскали за песни.
Музыкальный "оброк" для "Уралвагонзавода"
РАО, собирающее деньги в пользу авторов произведений, и ВОИС, действующая в интересах исполнителей и изготовителей фонограмм, работают по одинаковой схеме. Вначале направляют владельцам заведений, где звучит музыка, письмо с предложением заключить лицензионный договор. Если же хозяин отказывается, то к нему под видом посетителей приходят специально обученные инспекторы. Они записывают на видеокамеру всё, что звучит в помещении, а потом с этой пленкой в качестве вещественного доказательства идут в суд.
По словам юристов РАО, владельцы заведений и торговых точек, попавших под "санкции", как правило, заявляют, что не знали о том, что для публичного воспроизведения песен нужна лицензия.
При этом борцы за права артистов требуют денег не только с владельцев ресторанов и кафе. Сейчас ВОИС пытается взыскать 150 тыс. рублей у авиакомпании "ЮТэйр" за воспроизведение на борту самолетов записей выступлений солистов и оркестра московского музыкального театра "Геликон-опера", а также требует 168 тыс. рублей с авиакомпании "Трансаэро" за то, что на рейсах Ростов-на Дону – Москва (Домодедово) звучат произведения саксофониста Kenny G (Кеннет Горелик).
РАО же подало иск в размере 60 тыс. рублей к молодежной общественной организации знаменитого нижнетагильского "Уралвагонзавода". По словам ее председателя Алексея Гильмутдинова, РАО пытается получить авторское вознаграждение за концерт в поддержку курса президента, который их движение проводило 2 года назад.
— Тогда организацией руководили другие ребята, но я знаю, что всё было сделано по закону, — рассказывает Гильмутдинов. — Они специально всё выясняли, как организовываются такие мероприятия, подписывали какие-то документы. А теперь вдруг с нас потребовали 60 тыс. рублей. Но таких денег у нас нет, мы же некоммерческая организация, и счета у нас нулевые.
В филиале РАО по Свердловской области комментировать претензии к молодежи "Уралвагонзавода" отказались.
Миллиардные сборы
Между тем общее количество исков к пользователям с требованием уплатить причитающуюся "маржу" артистам, авторам произведений и владельцам фонограмм от РАО и ВОИС выросло в 9 раз.
Так, по данным базы "Спарк-Интерфакс", в 2012 году РАО подало 88 исков в арбитражные суды на сумму 17 млн рублей. А в 2014 году уже 504 иска на сумму более более 44 млн рублей.
В свою очередь, ВОИС, по данным "Спарк", в 2012 году выдвигала только 29 исковых требований на сумму более 55 млн рублей, а в 2014-м от нее поступило в арбитражи 511 исков на сумму более 107 млн рублей. В отчетности ВОИС, вывешенной на официальном сайте, говорится, что в 2012 году организация инициировала 214 судебных процесса с требованием выплатить компенсации за нарушения авторских прав, а также еще подала 268 исков против тех, кто не платит по договорам. Данных по 2013 и 2014 годам на сайте нет.
В РАО "Известиям" заявили, что для обеспечения защиты прав авторов, композиторов и иных правообладателей общество подало в 2013 году 2837 исков в суды различной инстанции, в том числе и арбитражные. В картотеке арбитражного суда зафиксировано около 2,1 тыс. дел, в которых участвует ВОИС, и 1,5 тыс. с участием РАО.
Рост тяжб в арбитражных судах юристы объясняют изменением законодательства. В 2011 году подведомственность споров с участием обществ по управлению правами на коллективной основе была передана из судов общей юрисдикции в арбитраж, замечает адвокат Александр Островский.
Вместе с количеством тяжб выросло и количество авторских сборов. Так, если в 2010 году РАО, согласно своей отчетности, получило 2,7 млрд рублей, то в 2013-м — уже 4,4 млрд рублей.
ВОИС также демонстрирует почти двукратный рост по сборам вознаграждений. В 2010 году организация собрала 426,9 млн рублей. В 2013-м, по словам первого заместителя генерального директора ВОИС Алексея Карелова, эта сумма удвоилась и составила более 930 млн рублей.
— Значительно увеличилось и количество договоров с пользователями ВОИС — организациями, осуществляющими публичное исполнение, а также сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, — говорит Карелов. — В 2010 году было заключено 6782 договора с пользователями, а на 30 апреля 2014-го — 15 713.
Аккредитованные частники
Между тем по своей сути РАО и ВОИС — это частные организации, тесно связанные между собой. Первая была зарегистрирована в 1993 году. В состав учредителей авторского общества вошли заслуженные деятели культуры: певец и композитор Юрий Антонов, сатирик Аркадий Арканов, секретарь правления Союза дизайнеров СССР Ирэн Андреева и др. Возглавляет организацию 37-летний Сергей Федотов, который также является и соучредителем ВОИС. Последняя организация была зарегистрирована в 2008 году, почти сразу после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса, ужесточавшей ответственность за нарушения авторских прав и регламентировавшей сборы вознаграждения с пользователей интеллектуальной собственности. В 2009 году ВОИС стала единственным аккредитованным государством сборщиком вознаграждений за так называемые смежные права, владельцами которых являются певцы, исполняющие песни и студии, выпустившие фонограммы.
Также РАО и ВОИС наряду с Союзом кинематографистов Никиты Михалкова являются соучредителями Российского союза правообладателей (РСП), который осуществляет так называемый авторский сбор с импортеров аудио- и видеотехники в размере 1% от цены или его таможенной стоимости. Предполагается, что это вознаграждение должно компенсировать правообладателям потери от пиратского копирования их произведений. Причем авторским сбором облагаются любые современные аппаратура и устройства: флеш-карты, CD-диски, мобильные телефоны, телевизоры, компьютеры и т.д. В прошлом году РСП получил более 390 млн рублей авторского сбора. Возглавляет РСП всё тот же Сергей Федотов.
Предприниматели называют все эти авторские сборы узаконенным рэкетом и жалуются на несовершенство отечественного законодательства в области защиты интеллектуальной собственности.
— В России нет реестра объектов интеллектуальной собственности, который позволял бы предпринимателю или суду, обратившись к данному ресурсу, выяснить, обладает тот или иной объект охранным статусом и нужно ли за него выплачивать вознаграждение, — рассказывает юрист Федерации рестораторов России Марина Орлова. — По закону, если прошло 70 лет со дня смерти автора или 50 лет со дня записи первой фонограммы, то данные произведения не подпадают под охранный статус и вознаграждение авторам или их наследникам не выплачивается.
Но, по словам Орловой, из-за отсутствия реестра суд не всегда может выяснить данные нюансы и накладывает на предприятия и коммерсантов штрафы, которые поступают в распоряжение РАО.
Орлова говорит, что непонятна ей и схема отчислений артистам и композиторам. Ведь РАО и ВОИС сами собирают и сами распределяют, какому исполнителю и сколько надо заплатить за использование песни.
В ВОИС утверждают, что всё распределяется по-честному. Общая сумма выплат правообладателям в 2009–2013 году составила более 1 млрд рублей.
— В структуре выплат наибольшую долю традиционно занимают российские правообладатели, — рассказывает первый замдиректора ВОИС Алексей Карелов. — Что закономерно отражает соотношение использования российского и зарубежного репертуаров на территории России.
На официальном сайте ВОИС сказано, что в 2012 году больше всего авторских вознаграждений — 500 тыс. рублей — было собрано на композиции Fly Project Musica. Вторую строчку с 450 тыс. рублей занимала Мадонна, и лишь только на 11-м месте была композиция российской певицы Нюши "Воспоминание" — 350 тыс. рублей. При этом из 50 самых кассовых композиций только 10 — российские, и занимают они в этом своеобразном рейтинге последние места.
По словам представителя Натали Марины Наумовой, не всегда рестораторы приобретают лицензии на воспроизведение фонограмм Натали.
— Конечно, получить деньги за фонограмму песен с маленького уличного кафе почти невозможно, а вот с крупной сети кафе и ресторанов — вполне реально. Этим и занимаются юристы ВОИС и РАО. И этот механизм работает, — говорит Наумова. — Эти организации регулярно перечисляют Натали средства и от выигранных судебных процессов о защите интеллектуальной собственности исполнителя. Как правило, они поступают раз в год, отчисления за 2013 год мы увидели в начале 2014-го.
Интересы певицы Нюши представляет Первое музыкальное издательство. Там "Известиям" сообщили, что "организации РАО и ВОИС защищают ее интеллектуальные права исполнителя в части публичного исполнения, сообщения в эфире и по кабелю ее музыкальных произведений и использования ее фонограмм в коммерческих целях, а также выплачивают Нюше вознаграждения за вышеуказанные виды использования".
На вопросы, о каких суммах отчислений идет речь, представители самых востребованных композиций на российском рынке отвечать отказались.