Почему "посыпались" турфирмы
События вокруг компании "Лабиринт" могут оказаться лишь вершиной айсберга. В отрасли назрели изменения, без которых российский турбизнес не сможет нормально развиваться.
Первые симптомы наступающего кризиса начали появляться еще осенью 2013 года, когда стал падать спрос на туры по всем направления, вспоминает генеральный директор "Вертекс тур" Мария Таболина. Особенно пострадали горнолыжные курорты, предполагающие отдых более высокого класса для людей с достатком. "В этот сезон наше турагентство не продало ни одного горнолыжного тура, что является нонсенсом. Цены на такие популярные зимние направления, как Карибы и Азия, держались на приличном уровне, что существенно повлияло на и так сниженный спрос со стороны клиентов", — сообщила она.
Однако "фундамент" для нынешней "посыпавшейся пирамиды" был создан значительно раньше. В 2008 году в России отменили лицензирование туристических агентств, и новые компании стали вырастать как грибы после дождя. Появились и откровенные мошенники, которые, мало смысля в нюансах бизнеса, хотели заработать как можно больше, навешав клиентам лапшу на уши и предложив минимальную цену. Добросовестные агентства были вынуждены как-то выдерживать конкуренцию и нередко работать себе в убыток или на минимальном уровне доходности.
При этом не следует забывать, что за границу ездит в основном средний класс. А уровень его благосостояния, по оценке ряда экспертов, практически не растет уже года три — вопреки официальной статистике. Увеличиваются доходы лишь тех, кто прямо или косвенно связан с государственными заказами, что в целом создает позитивную картину роста уровня жизни населения. Но этот же фактор привел к появлению ахиллесовой пяты у нынешней схемы работы туристического бизнеса. Обострение отношений с Украиной, санкции США, запрет на выезд чиновников и военнослужащих просто обрушили рынок, так как поездки этих людей осуществлялись регулярно и составляли большую часть дохода турфирм. Не получив этих средств, некоторые участники рынка просто не смогли окупиться. А довершила все жадность. Туроператоры понадеялись "выжать" максимум денег из тех, кто все-таки поедет отдыхать, — и в результате повышение цен еще больше сказалось на падении спроса.
"По поводу Лабиринта — никто заранее не ожидал такого неожиданного поворота, поскольку компания существует на рынке с 1995 года и всегда являлась для нас и других турагентств надежным партнером. Однако сомнения стали появляться весной, когда начали запрещать выезд военнослужащих и чиновников за рубеж в связи со сложившейся ситуацией на Украине. Многие игроки туррынка начали бить тревогу и оказались правы", — сообщила Таболина. Впрочем, по ее оценке, здесь есть и свои плюсы — рынок перегружен, и банкротство одних позволит выжить и укрепить позиции другим, более надежным туроператорам.
По оценке генерального директора сети туристических агентств "Горячие туры" Светланы Макаровой, ситуация с "Лабиринтом" возникла как следствие взаимоотношений между авиаброкером "Идеал-тур" и "дочкой" "Аэрофлота" — авиакомпанией "Оренбургские авиалинии". "Ввиду крупной задолженности авиаброкера, "Оренбургские авиалинии" отменили ранее запланированные рейсы. По сообщениям Ростуризма, с "Идеал-туром" работали примерно 15 туроператоров. Поэтому нам приходится быть готовыми к возможному возникновению цепной реакции", — предупредила Макарова.
Среди причин нынешнего кризиса она называет резкое падение спроса и покупательской способности в связи с резким ростом курса валют и негативной политической ситуацией. "Колебания курса рубля и, как следствие, снижение турпотока вынудили туроператоров фактически работать себе в убыток, чтобы покрыть хоть часть своих расходов. Турист, как и прежде, настроен приобрести тур за копейки. Он не готов понять, что по-настоящему качественный турпродукт не может стоить дешево", — отметила она.
Эксперт уверена, что для спасения ситуации в отрасли необходимо вносить изменения в действующее законодательство. "Мы в рамках Альянса туристических агентств ведем работу, направленную на улучшение взаимодействия в цепочке турист-турагент-туроператор, разрабатываем стандарты туристического агентства, проводим консультации и предлагаем поправки в законодательство, цель которых — способствовать развитию туристического бизнеса, повысить качество услуг и обеспечить надежность в столь непростое время", — отметила она.
Директор по развитию ГК "Пулково-Сервис" Дмитрий Дроевский полагает, что события последних месяцев могут быть только началом глобального процесса. По его данным, очень часто туристические операторы сталкиваются с нехваткой оборотных средств, а при возникновении нестандартных ситуаций это может оказаться фатальным для компании. Впрочем, эксперт полагает, что консолидация отрасли тоже не является спасительной концепцией. Страна большая, количество точек вылета с каждым годом растет. "В связи с общей тенденцией мы можем рекомендовать планировать свои путешествия самостоятельно. По данным superkassa.ru, по прежнему наблюдается рост количества продаваемых авиабилетов в Симферополь. Помимо Симферополя, популярные туристические направления — Турция, Болгария, Греция, Кипр, Тунис, Испания, Италия, Португалия, Абхазия", — сообщил он.
Таболина включила в ТОП-5 Египет, Турцию, Грецию, Испанию и Кипр. Причем, по ее словам, Египет вновь набирает популярность за счет хорошего ценового предложения — в отличие от Турции, которая на летний сезон сильно "взвинтила" цены. "Знаю также, что многие отправились на крымское побережье, и по отзывам там вполне неплохо, хотя цена/качество все еще себя не оправдывают", — отметила Таболина.
Очевидно, что в нынешних условиях "закручивания гаек" Западом и ответных мер со стороны России будет снижаться уровень жизни населения. А значит, желание увеличить стоимость туров будет упираться в горизонт доходов граждан, которые вряд ли будут в ближайшее время расти.
Кстати, запрет на выезд для ряда россиян за рубеж уже начал сказываться на стоимости и внутреннего туризма. В ряде агентств туры в Сочи или на Валдай по цене практически сравнялись с аналогичными предложениями по Египту или Турции.