Раскрашенный фильм «Веселые ребята» будет запрещен к свободному показу
Новый закон о запрете мата, согласно которому невозможен кинопоказ без прокатного удостоверения, не коснется фильмов, перешедших в общественное достояние. Об этом "Известиям" сообщили в Министерстве культуры.
Под общественным
достоянием в данном случае понимается правовой режим существования
фильмов, при котором исключительные имущественные права (по российскому
законодательству 70 лет со дня обнародования произведения) истекли, что
позволяет использовать картины без каких-либо ограничений.
В соответствии с ФЗ РФ от 18.12.2006 №231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" в общественное достояние перешли, а значит, свободны для публичного показа: "Броненосец "Потемкин" Сергея Эйзенштейна, "Веселые ребята" и "Волга-Волга" Григория Александрова, "Земля" Александра Довженко, "Машенька" Юлия Райзмана, "Аэлита" Якова Протазанова, "У самого синего моря" Бориса Барнета, "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" Льва Кулешова, трилогия о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга, "В шесть часов вечера после войны" Ивана Пырьева, "Конек-Горбунок" и "По щучьем велению" Александра Роу , "Золотой ключик" и "Новый Гулливер" Александра Птушко и многие другие классические ленты отечественного кинематографа.
В то же время в Минкультуры отметили, что данное исключение не будет распространяться на "измененные" версии картин.
Как пояснила "Известиям" Анна Клишина, адвокат МКА "Клишин и Партнеры", фильмы, подвергшиеся "творческой переработке" (а не технической процедуре реставрации), могут считаться с юридической точки самостоятельными произведениями.
Соответственно в отношении восстановленных (первый российский художественный фильм "Понизовая вольница", а также многие фильмы Сергея Эйзенштейна и ряд других); колоризованных ("Волга-Волга", "Веселые ребята", "Цирк", "Подкидыш", "Небесный тихоход") или озвученных (если картина изначально была немой, как "Человек с киноаппаратом") версий фильмов в общественном достоянии будет действовать то же правило, что для фильмов, которые принадлежат студиям-производителям, их правопреемникам и лицензиатам — для публичного показа необходимо прокатное удостоверение.
Как и ранее после вступления закона в силу организаторы киноклубов, ретроспектив или иных форм некоммерческого кинопоказа обязаны обращаться за разрешением к правообладателям. Однако теперь правообладатель не имеет право выдать разрешение на показ, если фильм не имеет прокатного удостоверения.
В настоящий момент только две киностудии — "Мосфильм" и "Союзмультфильм" — управляют правами на свои коллекции самостоятельно. Правами на советскую киноклассику производства других советских киностудий распоряжается Госфильмофонд.
— Большая часть коллекции Госфильмофонда (которая сейчас насчитывает более 70 тыс. единиц хранения) имеет действующие прокатные удостоверения. По крайней мере, мы никогда не разрешим показывать наш фильм, если он не обеспечен прокатным удостоверением, — подчеркнул генеральный директор главного киноархива страны Николай Бородачев. — Для организаторов некоммерческого показа мы готовы предоставлять фильмы из нашего архива бесплатно.
Генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров отметил, что новый закон никак не отразиться на работе киностудии.
— Как работали, так и будем работать. У нас вся коллекция (а это больше 2 тыс. фильмов) уже имеет прокатные удостоверения — мы следовали всем правилам и до вступления закона в силу. Мы и раньше разрешали некоммерческим организациям (Музею кино, киноклубам, различным детским киноплощадкам и т.д.) показывать бесплатно наши фильмы — будем делать это и впредь, — резюмировал Шахназаров.
Генеральный директор "Союзмультфильма" Андрей Добрунов затруднился назвать, сколько мультфильмов советской коллекции имеют прокатные удостоверения, однако подчеркнул, что студия, "насколько это возможно, всегда с удовольствием идет навстречу некоммерческим организациям — детским кинотеатрам, пионерским лагерям и т.д. — и не берет за это плату".
Культуролог, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей отметил высокий уровень советских фильмов (в том числе тех, что перешли в общественное достояние), но подчеркнул, что сделанное для этих фильмов исключение не сможет смягчить удар нового закона по "расширению доступа российского зрителя к мировому качественному кино".
— С точки зрения киноведческой науки, общей культуры, просвещения это, безусловно, важные и нужные фильмы, однако современный зритель тянется к современному кино. Это неизбежно. И новый закон устанавливает на этом пути бюрократические рогатки, — полагает Дондурей.
Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка", вступивший в силу с 1 июля, запретил, с одной стороны, выдачу прокатных удостоверений для фильмов с нецензурной лексикой, а с другой — публичный показ фильмов без прокатного