Минпромторг просят давать госсубсидии лишь на российский софт
Предусмотренные на 2014 год госсубсидии на закупку софта для конструирования и дизайна (общая сумма — 350 млн рублей) должны быть потрачены на российские программные продукты. Об этом говорится в письме (есть у "Известий") ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" главе Минпромторга Денису Мантурову. В подготовленном министерством проекте постановления правительства о правилах выдачи этих субсидий нет никаких ограничений на "национальность" закупаемого софта.
— В свете разговоров об импортозамещении очень странно выглядит документ, в котором нигде не сказано, что отечественные продукты должны пользоваться приоритетом, — сообщает "Известиям" исполнительный директор "Отечественного софта" Евгения Василенко. — Мы не говорим, что нужно запрещать иностранный софт. Мы говорим, что, если на рынке есть российское решение, надо ему давать приоритет. А если нет такого, то пусть будет публично обоснована позиция, почему выбор пал на иностранное программное обеспечение.
Ассоциация "Отечественный софт" объединяет около 40 российских разработчиков программных продуктов — в том числе компании 1С, ABBYY, "Доктор Веб", "Аскон", InfoWatch, "Лаборатория Касперского" и др.
В подготовленном Минпромторгом проекте постановления правительства определяются правила выдачи госсубсидий на покупку программного обеспечения для моделирования, конструирования и планирования строительства различных технологических систем (инжиниринговый софт), а также для промышленного дизайна. На 2014-й планируется выделить на эти цели 350 млн рублей. Эти субсидии — часть госпрограммы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной правительством в апреле нынешнего года.
Получать указанные субсидии должны будут российские компании, покупающие специализированный софт для инжиниринга и промышленного дизайна и после этого предоставляющие к нему доступ заинтересованным организациям и компаниям. В проекте постановления этих посредников предлагают назвать "операторами услуг".
По словам директора по маркетингу компании "Аскон" (разработчик отечественного софта для моделирования и конструирования) Дмитрия Оснача, такие операторы услуг должны будут устанавливать в своих дата-центрах закупленный софт и предоставлять к нему доступ через интернет — то есть речь идет об "облачном сервисе". Такая схема будет выгодна для многих компаний, нужно использовать специализированный софт, например, несколько раз за месяц. Каждый раз при использования софта они станут платить небольшие деньги (пока порядок цен определить сложно). Если бы институт, машиностроительный завод или конструкторское бюро покупали обычную лицензию, это было бы для них очень дорого (лицензия на программу для моделирования может обойтись в четырехзначную сумму в долларах).
— В материалах Минпромторга, которые я видел, прямо говорится, что цель — сделать доступным зарубежный софт. Он дорогостоящий, а мы сделаем его доступным, — говорит Оснач. — Но задачу можно решить иначе. Для начала надо посмотреть, какие есть российские поставщики в этой области. На основе неточного анализа ситуации получается неправильная программа поддержки отрасли.
Представители Минпромторга не смогли оперативно ответить за запрос "Известий".
— Важно решать долгосрочные задачи, — считает Феликс Мучник, гендиректор онлайн-магазина программного обеспечения SoftKey. — Государство должно вкладывать деньги не в покупку софта, а в его разработку. У российских компаний не хватает ресурсов для создания решений полного жизненного цикла — от идеи до техподдержки воплощенного софта. Закупку субсидировать бессмысленно — что покупали, то и будут покупать. Надо предложить множество вертикальных решений дешевле иностранных, но достаточных по комплектации. Это вопрос не одного года.
Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова считает, что в России сейчас нет массовой потребности в инжиниринговом софте. Вначале надо создать спрос на него, а потом уже внедрять.
— Наши компании не попадают на тендеры по созданию иженерных систем в Европе. Там работают свои крупные разработчики. В результате наши компании не развиваются, — поясняет Ускова. — Во всем мире есть защита своих рынков. Так должно быть и в России.