Расцвет древней культуры совпал с развитием женственности у предков людей

Согласно новейшим данным, полученным в результате антропологических исследований, расцвет культуры, искусства и техники создания орудий труда возник 50 тысяч лет назад. Однако первые Homo sapiens появились значительно раньше — около 200 тысяч лет назад. Что же тормозило развитие прогресса и почему всё изменилось полсотни тысяч лет назад? В этом разбирались "Вести".

Результаты нового исследования, изложенные в статье журнала Current Anthropology, указывают на то, что пропорции человеческого черепа изменились в то время таким образом, что уровень тестостерона у более современных людей значительно снизился по сравнению с первыми Homo sapiens. Так получилось, что расцвет культуры совпал — случайно или нет — с ростом женственности и падением уровня тестостерона у древних людей.

"Современные модели человеческого поведения обеспечивают нам научный прогресс, развитие искусства и культуры. Всё это появилось у нас исключительно благодаря тому, что мы избрали более адекватный темперамент, как основной поведенческий паттерн", — говорит ведущий автор исследования Роберт Сиери (Robert Cieri) из университета Юты.

В рамках эксперимента антропологи проанализировали 1400 древних человеческих черепов из разных периодов. Они пришли к выводу, что развитие социума последовало сразу же за тем, что люди стали добрее друг к другу, а с биохимической точки зрения это соответствует снижению уровня тестостерона.

На внешности наших предков эти изменения также отразились: тяжёлые широкие брови исчезли, головы округлились, черты лица в целом стали мягче. Единственное, чего пока не могут понять учёные, это снизился ли у древних людей уровень гормона в крови или же у них оказалось меньше рецепторов для тестостерона.

Команда зоологов во главе с Брайаном Хэйром (Brian Hare) установила логическую связь между эволюцией древних людей и современных животных. В классическом исследовании сибирских лисиц учёные выяснили, что эти животные прежде были гораздо менее агрессивно настроены до нескольких этапов эволюционной селекции.

"Наблюдения за аналогичными изменениями у животных позволит нам разобраться и в человеческом поведении", — поясняет Хэйр, который также занимается изучением самых древних предков людей — шимпанзе, бонобо, и других обезьян. Он пытается найти ответ на вопрос о том, почему шимпанзе оказываются более агрессивными и пугливыми, тогда как бонобо открыты и миролюбивы.

По словам Хэйра, эти обезьяны развивались по-разному и, соответственно, научились по-разному реагировать на социальный стресс. В период полового созревания самцы шимпанзе испытывают резкий скачок тестостерона и становятся более агрессивными, тогда как у бонобо вместо этого наблюдается лишь рост уровня кортизола, гормона стресса. Соответственно, социальные взаимодействия и черты лица у этих двух видов приматов также сильно отличаются друг от друга.

Сиери также сравнивал надбровные дуги, формы лица и внутренние объёмы 13 человеческих черепов, возраст которых составлял не менее 80 тысяч лет, 41 черепа в возрасте от 10 до 38 тысяч лет и 1367 черепов XX века, принадлежавших представителям 30 различных этнических групп. Так учёные и заметили укорочение верхней части лица и уменьшение надбровных дуг, что указало на снижение уровня тестостерона.

Что касается самих причин развития женственности у древних людей, то основопологающей теории на этот счёт пока не существует. Тем не менее, Сиери предполагает, что рассматриваемая тенденция может быть связана с ростом плотности населения: в силу увеличения числа соплеменников индивидуумам стало выгоднее терпимее относиться друг к друга, из-за чего, как следствие, и уровень агрессии вместе с тестостероном начал постепенно сходить на нет.

Читайте полную версию на сайте