Россияне "досыта наелись" потребкредитами

Рост портфеля кредитов банков физическим лицам замедлился за полгода вдвое в сравнении с тем же периодом прошлого года (с 13,7 до 6,8%), следует из обзора банковского сектора РФ, опубликованного Центробанком

А без учета "Сбербанка" среднемесячные темпы роста кредитования населения сократились за год, по расчетам ЦМАКП, втрое (с 2,8 до 0,9% во II квартале 2014 года; со "Сбербанком" – с 2,6 до 1,4%).

При этом все бóльшая доля выданных населению кредитов уходит на погашение долгов, следует из данных ЦБ. За пять месяцев было выдано кредитов физлицам на 3,5 триллиона рублей, при этом задолженность выросла всего на 342,5 миллиарда рублей.

Это означает, что 84% полученных населением средств пошло на погашение долга, а без учета ипотеки – 92%. За пять месяцев прошлого года соотношение составляло соответственно 76 и 78%. В Москве, где выдается порядка 15% всех потребкредитов, этот показатель оказался и вовсе отрицательным: при 465,2 миллиарда рублей выданных потребкредитов задолженность по ним сократилась на 882 миллиона рублей.

По данным банка HSBC, рост кредитования населения находится на уровне 30-32%. Средняя ставка по кредитам – 25%. Таким образом, 25 из 30% уходит на обслуживание предыдущих долгов. Лишь 5-7% от роста кредитования уходят на стимулирование спроса. Через пару лет население будет больше выплачивать по кредитам, чем привлекать их. Это будет сдерживать потребление, предупреждают экономисты HSBC.

Среднемесячные темпы роста просроченной задолженности втрое опережают рост самой задолженности. Старший вице-президент коллекторского агентства "Национальная служба взыскания" Сергей Шпетер объясняет это "эффектом снежного кома". "Объем просрочки в абсолютном выражении можно назвать рекордным, по крайней мере, он больше, чем в предыдущие годы. Причина в том, что в структуре передаваемых коллекторам портфелей просроченных кредитов выросла доля вторичных и последующих размещений, – пояснил он. – Если говорить о первичной просрочке, она сокращается – банки стали меньше кредитовать население".

Банкиры больше доверяют проверенным заемщикам: по данным ЦБ, порядка 44% объема ссуд выданных Топ-20 банков (около 60% рынка розничного кредитования) за январь-март приходится на тех, кто уже имел кредит в данном банке. Кроме того, во избежание рисков банки переключаются с потребкредитования на ипотечное, где есть залог, а задолженность в этом секторе еще крайне низка.

Сергей Шпетер говорит, что ипотека для россиян – священная корова. А вот по другим кредитам обещания заемщиков конвертируются в платежи гораздо хуже. Доля неплательщиков, обещавших сделать платеж по кредиту и выполнивших обещание, снизилась за последние девять месяцев с 45,8 до 34,7%, то есть если раньше платил почти каждый второй, сейчас – каждый третий из обещавших. "Люди объясняют неплатежи временными финансовыми трудностями, а кто-то не торопится платить, рискуя попасть в число неблагополучных заемщиков, только в ожидании ухудшения своего финансового состояния. Что, в принципе, понятно на фоне неясной ситуации в экономике, а тут еще разговоры о повышении налогов... Все это заставляет людей нервничать", – резюмирует старший вице-президент "Национальной службы взыскания".

В 2014 году российским банкам придется работать в неблагоприятной операционной среде: темпы роста экономики замедляются, что может привести к ослаблению способности заемщиков погашать долговые обязательства и к снижению темпов роста кредитных портфелей, предупреждали аналитики Standard & Poor’s еще в феврале.

Кредитная нагрузка населения за год почти не изменилась: порядка 13% ВВП и 42% дохода заемщика (средневзвешенное среди имеющих кредит, по оценкам ЦБ). Но рост доходов замедляется: за полугодие он составил 6,9% в сравнении с тем же периодом 2013 года против 12,2% годом ранее, в итоге реальные располагаемые доходы (за вычетом всех платежей) ушли в минус.

Платежеспособность населения снижается, подтверждают данные коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн": заемщики стали допускать первую просрочку платежа по кредиту в два раза раньше, чем полтора года назад. Так, если в начале 2013 года граждане впервые переставали платить по кредиту в среднем через 8,5 месяца, к началу 2014 года этот срок сократился до 7 месяцев, а к середине года – уже до 4,5 месяца. Аналитики компании называют несколько причин снижения платежеспособности населения: рост стоимости услуг, подорожание продуктов первой необходимости, стагнацию заработной платы, отсутствие улучшений в экономике.

По оценкам "Секвойя кредит консолидейшн", количество кредитов у одного заемщика выросло за полтора года в среднем на один-два кредита. На одного должника сегодня приходится в среднем два-три кредита, максимальное количество кредитов – 17. Объем просроченной задолженности составлял на 1 июля 2014 года 564,2 миллиарда рублей – рост с начала года 28% (доля просроченной задолженности в объеме кредитования больше 5,3%). За аналогичный период 2013 года рост составил всего 19% (доля 4%).

"Если макроэкономические условия будут такими же, как в 2008-2010 годах, через год можно ожидать улучшения положения заемщиков. А если геополитическая напряженность отразится на экономической ситуации в стране, возможно дальнейшее ухудшение. Хотелось бы надеяться, что платежеспособность останется на нынешнем уровне, а если и снизится, то не больше чем на 10%", – прокомментировала президент "Секвойя кредит консолидейшн" Елена Докучаева.

Директор Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Лилия Овчарова напоминает, что в последние два года драйвером роста доходов был бюджетный сектор, где ускоренно повышались зарплаты. "Если в 2012 и частично в 2013 годах домашние хозяйства способствовали увеличению ВВП за счет роста зарплат и пенсий, сегодня этот сектор перестал выполнять функцию роста, к тому же он сильно закредитован", – пояснила она. Старший аналитик ИК "Уралсиб Кэпитал" Ирина Лебедева также видит корень проблем в высокой закредитованности россиян. К тому же, по ее словам, рост кредитования тормозят высокие ставки.

Все это приводит к тому, что кредитование больше не поддерживает рост потребления, а потребление вносит все меньший вклад в рост экономики. По расчетам HSBC, потребкредитование обеспечило в 2013 году почти 1 п. п. роста частного потребления и 0,6 п. п. роста ВВП (из 1,3%), а в 2014 году его вклад в экономику будет отрицательным: оно отнимет от роста ВВП 0,1 п. п. И, по прогнозам аналитиков HSBC, роста инвестиций окажется недостаточно, чтобы компенсировать снижение потребительского спроса.

Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" ФФБД РАНХиГС Юрий Юденков нейтрально оценивает влияние рост закредитованности россиян на экономику. "Пока у заемщиков есть стремление перекредитовываться, чтобы гасить долги, а банки на это идут, ничего страшного не произойдет, – пояснил он. – Для экономики важно наличие потребности населения и способность государства ответить на это. Да, спрос будет сворачиваться в некоторых сферах, но пока покупаются автомобили, дачи, строится жилье, в том числе на кредитные средства, экономика не умрет".

Читайте полную версию на сайте