Резервный фонд России обречен?
Правда, тогда резкого падения уровня жизни не произошло, хотя число людей, потерявших работу, увеличилось в разы. "Подушками безопасности" стали Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНД). Первый гасил дефицит федерального бюджета, второй — Пенсионного фонда.
Владимир Путин тогда даже дал распоряжение повысить пенсии в среднем за год на 45%. Несмотря на то что это решение вызвало противоречивые оценки, "подушки безопасности" выдержали. Более того, такая политика привела к сохранению потребительского спроса, что не позволило ВВП не скатиться на самое дно.
Пять лет назад спор выиграл бывший министр финансов Алексей Кудрин. Как известно, его коллеги по правительству пытались до кризиса растащить средства из этих фондов на различные инвестиционные проекты, например, на строительство автодороги Москва—Санкт-Петербург.
Есть еще одна интересная история. Резервный фонд Кудрин не дал раскассировать еще в 2006 году, когда экс-премьер Михаил Фрадков предложил снизить тогдашнюю ставку НДС с существующей планки в 20% до 13%. Недостаток налоговых сборов глава правительства, в случае возникновения острого дефицита, готов был заместить частью средств Резервного фонда.
Идея Фрадкова была принята бизнес-сообществом, что называется, на ура. Особенно за нее ратовали представители обрабатывающих отраслей, развитие которых фактически "душили" высокие ставки НДС. Грубо говоря, это был чуть ли не последний шанс России слезть с "нефтяной иглы". Не случайно Владимир Путин сначала поддержал инициативу Фрадкова.
Однако в нашей стране побеждает тот, кто "заходит к президенту последним". Последним был Кудрин. Поэтому ставка НДС снизилась всего лишь до 18%. Промышленности этого оказалось недостаточно, но сам Резервный фонд остался неприкосновенным. А иначе — что бы тогда ели пенсионеры спустя еще 3 года?!
Сейчас история повторяется. Из-за нарастающих санкций Запада экономический кризис в России становится явью, а на все заявленные бюджетные приоритеты ("оборонку" и "социалку") денег катастрофически не хватает.
Нынешний министр финансов Антон Силуанов подходит к решению этой проблемы традиционным путем — увеличением налогов. Правда, он предлагает отложить усиление фискального давления до 2018 года, когда начнется новый президентский срок. В частности, он говорил о росте ставок НДФЛ и НДС на 1–2%. Также Силуанов был не против введения регионального налога с продаж (3–5%) и снятия ограничений с фондов заработных плат при страховых платежах.
Цена вопроса велика: 2-процентный рост НДС, по некоторым расчетам, даст бюджету дополнительно до 500 млрд рублей ежегодно. А налог с продаж обещает принести регионам еще 200 млрд. Еще столько же должно принести повышение платежей.
Впрочем, как уже было сказано, НДС и страховые платежи элементарно губят обрабатывающие отрасли нашей страны. Поэтому рост налогов грозит ростом безработицы и сокращением заработных плат. Тот же Кудрин говорил о падении окладов на 25%.
Не случайно, что во многих отраслевых ведомствах выступают против этого. Взамен вновь предлагается залезть в Резервный фонд. Напомним, что часть средств из ФНБ уже зарезервирована под ряд инвестиционных проектов и на выплату пенсионерам.
Естественно, очередное наступление на Резервный фонд не нравится Минфину. Как заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, такой механизм поможет ненадолго, и непопулярные решения в налоговой политике все равно придется принимать.
Кто победит в новой схватке за Резервный фонд? Пять лет назад его отстоял Алексей Кудрин. Но такого политического тяжеловеса в правительстве больше нет. Поэтому, вполне вероятно, фонд разделит судьбу своего "младшего брата" — ФНБ — и будет растащен на закрытие дыр в бюджете. Тем более что повышать налоги в условиях наметившегося спада ВВП будет неразумно: ускорит падение экономики и ударит по благосостоянию рядовых граждан.
А в это время ЦБ (25 июля) неожиданно повышает ключевую ставку — с 7,5% до 8%. Значит, кредиты для реального сектора станут еще дороже. А Минфин еще и налогами хочет ударить. Куда простому работнику податься?..