За махинации с собственной картой хотят ввести уголовную статью

Национальный совет финансового рынка (НСФР) предлагает ввести уголовную ответственность для граждан за мошенничество с собственной банковской картой. Это те случаи, когда ее держатель сам совершает операцию, но в банк сообщает заведомо ложную информацию о незаконном списании средств, чтобы получить  компенсацию — право на такие безусловные компенсации россияне получили в начале 2014 года. Предложение НСФР уже направлено председателю комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирине Яровой (есть в распоряжении "Известий"). По мнению экспертов, инициатива банкиров выглядит как попытка напугать граждан уголовной ответственностью и получить дополнительный аргумент для отказа от выплат пострадавшим клиентам. 

В письме сообщается, что в 2012 году Уголовный кодекс был дополнен новой статьей 159.3, вводящей ответственность за мошенничества с платежными картами. Речь идет о хищении чужого имущества с использованием поддельного или принадлежащего другому лицу "пластика". Такая редакция этой статьи, подчеркивают в НСФР, не учитывает риск совершения мошеннических действий самим владельцем карты, общая статья о мошенничестве (ст. 159) говорит также о завладении чужим имуществом, и правоохранительные органы часто отказывают банкам в возбуждении дел по таким случаям.

НСФР предлагает расширить состав преступления в форме мошенничества с банковскими картами, прописав ответственность также за предоставление в банк заведомо ложной информации о незаконном списании средств, в то время как они были получены самим владельцем электронного средства платежа (карты, электронного кошелька). В случае реализации инициативы за подобное мошенничество предлагается штраф до 120 тыс. рублей либо исправительные работы на срок до одного года — вплоть до ограничения свободы на срок до двух лет (речь о разновидности домашнего ареста, о лишении права выезда за пределы определенной территории и других ограничениях, которые может наложить суд в зависимости от обстоятельств).

Эта карательная идея возникла у банков на фоне действия нового закона и растущего ущерба от недобросовестных клиентов — 1 января 2014 года вступили в силу поправки в закон "О национальной платежной системе". С тех пор банки обязаны возмещать клиенту ущерб от несанкционированного списания средств после получения от клиентов уведомления, что данная операция совершена без его согласия. Банк должен прежде выплатить компенсацию, и лишь потом разбираться, действительно ли клиент стал жертвой мошенников.

До вступления в силу поправок банк сначала инициировал расследование и только потом возмещал ущерб. Порядок был изменен в связи с тем, что ранее суды не удовлетворяли до 99% исков граждан к банкам о возврате денег после несанкционированных списаний с карты — из-за недостатков доказательной базы и отсутствия внятной аргументации.

То есть бремя доказывания было на клиентах, которым по объективным причинам проблематично доказать в суде непосредственно действия мошенников.

Чтобы оперативнее внести изменения в УК, НСФР предлагает доработать правительственный законопроект, направленный на противодействие хищению денежных средств с использованием высоких технологий. Проект был внесен в Госдуму в начале июня этого года. Документ дополняет статью 187 УК нормами об ответственности за неправомерное изготовление и сбыт, в частности, скимминговых устройств, которые мошенники устанавливают на корпус банкоматов и копируют данные, записанные на магнитную полосу карты (номер, срок действия, PIN-код).

Представитель Ирины Яровой на запрос "Известий" не ответил. Как указал юрист коллегии адвокатов "Юков и партнеры" Рустам Батыров, точных статистических данных по мошенничеству клиентов с их же картами банки не раскрывают, но, по некоторым оценкам, доля таких инцидентов может достигать четверти от общего числа правонарушений, связанных с банковскими картами.

По словам члена экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Сергея Варламова, предлагаемое изменение может способствовать снижению риска мошеннических действий со стороны клиентов с собственными картами, но, конечно, не сведет их к минимуму, поскольку такие действия еще нужно будет доказать — сделать это, по словам экспертов, достаточно трудно. Если еще при снятии денег в банкомате лицо пользователя зафиксируют установленные на нем камеры, то сложнее будет, если операция совершена с помощью интернет-банкинга.

Эксперт напомнил, что владелец карты не признается виновным в несанкционированном списании денежных средств в том случае, если он ее потерял. Правда, тогда он должен сообщить об этом банку в течение суток после обнаружения потери или после получения от банка сообщения о списании средств. В противном случае банк может не возвращать деньги.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин указал, что данная инициатива банкиров в большей степени выглядит как попытка напугать граждан уголовной ответственностью в превентивных целях — впрочем, если норма будет принята, новый состав преступления станет инструментом давления для недобросовестных банков на клиентов.

Юрист юрфирмы "Хренов и партнеры" Евгений Парщиков отметил, что одним из ключевых механизмов предупреждения таких преступлений является использование технических средств и технологий, исключающих вероятность несанкционированного списания — использование технологий сканирования отпечатков пальцев и сетчатки глаза.

Читайте полную версию на сайте