«Евросоюз ввел оброк на полеты в своем воздушном пространстве»
Глава "Аэрофлота" и член Совета управляющих Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA) Виталий Савельев рассказал "Известиям" о законодательных новациях, которые помогут справиться с хулиганами в небе, о работе IATA и новых инициативах властей Евросоюза, увеличивающих расходы авиакомпаний на сотни миллионов евро.
— Виталий Геннадьевич, вы являетесь единственным представителем авиационной отрасли России и Восточной Европы, входящим в Совет управляющих IATA. Нет ли конфликта интересов — вы работаете в "Аэрофлоте", но при этом должны лоббировать интересы не только своей авиакомпании, но и всей отрасли в целом?
— Для меня это большая ответственность, а вместе с тем и честь: представлять интересы своей страны на таком высоком уровне. Совет управляющих IATA — это постоянно действующий политический орган, в состав которого входят 30 представителей крупнейших авиакомпаний мира, среди которых такие гиганты авиации, как Lufthansa, Delta Airlines, KLM, British Airlines, Air Canada, Swiss.
IATA ставит перед собой задачу помогать авиакомпаниям, упрощая формальности, разрабатывая единую стратегию. Членство в Совете управляющих IATA дает России возможность продвигать свои инициативы и внедрять международный опыт у нас в отрасли. Мы активно участвуем в дискуссиях по обсуждению важнейших документов, регламентирующих деятельность международного воздушного транспорта.
Во многом благодаря усилиям "Аэрофлота" в России законодательную силу получил "электронный билет" как ключевой элемент глобальной инициативы IATA по упрощению авиаперевозок и внедрению новых электронных технологий. Также с активным участием Аэрофлота в прошлом году в полную промышленную эксплуатацию в России была введена система IATA BSP (IATA’s Billing and Settlement Plan. — "Известия"). Этот проект, резко повышающий эффективность продаж перевозок, стал итогом стратегического партнерства IATA с "Аэрофлотом" и банком ВТБ.
В настоящее время "Аэрофлот", единственный в странах СНГ, приступает к участию в пилотном проекте IATA NDC (New Distribution Capabilities), который позволит расширить возможности продаж и повысить качество обслуживания, предоставляя расширенную информацию о "продукте" авиаперевозчика при покупке.
— "Аэрофлот" стал членом IATA в 1989 году. Сейчас помимо вашей компании в нее входит еще шесть российских компаний. Что дает членство в IATA?
— Мало кто из пассажиров знает, что IATA по сути своей является международной авиационной организацией, способствующей решению различных вопросов, встающих перед авиаиндустрией. Ассоциация действует в таких сферах, как авиационная безопасность, воздушные перевозки, финансы, юридические и технические вопросы, авиационная медицина, публичная информация и окружающая среда. На сегодняшний день ее членами являются свыше 250 авиакомпаний — лидеров мировых пассажирских и грузовых перевозок. В этом году Аэрофлот отмечает 25-летие со дня вступления в Международную ассоциацию воздушного транспорта.
— В СМИ попали закрытые рейтинги IATA. Судя по ним, "Аэрофлот" уже второй год подряд занимает лидирующие позиции европейского рейтинга по сервису, предоставляемому на борту, обогнав таких крупных игроков, как Lufthansa.
— Я по-прежнему не хотел бы комментировать эту тему. Рейтинг действительно был закрытым — так сказать, для внутреннего пользования, официально авиакомпаниями запрещено его выставлять напоказ. Да и просто это профессионально неэтично.
IATA регулярно публикует закрытые отраслевые рейтинги, оценивая своих участников по разным категориям (безопасность, комфорт, количество перевезенных пассажиров). Это не просто имиджевый рейтинг, это объективная оценка реальных достижений авиакомпаний.
Кроме рейтингов IATA "Аэрофлот" регулярно участвует и в других открытых и зарытых рейтингах и в большинстве из них находится на лидирующих позициях в отрасли. Но это лишь отражает нашу работу как команды, направленную на постоянное улучшение качества пассажирских авиаперевозок. Конкуренция на рынке сегодня очень высока, и подобные рейтинги помогают нам постоянно быть в тонусе, отвечать на новые запросы наших клиентов и соответствовать мировым стандартам.
— Всё чаще на рейсах российских авиакомпаний происходят случаи дебошей на борту. Как часто они происходят и к чему могут привести?
— Действительно, тема сегодня достаточна злободневная — за последние время в России значительно увеличилось количество инцидентов, связанных с нарушением правил поведения пассажиров на борту. Статистика неутешительная: каждый год на наших рейсах происходит в среднем 400 инцидентов с участием дебоширов. Вы вдумайтесь в эти цифры — получается по одному-два ЧП в день. Чаще всего они происходят на дальних рейсах — Куба, Гоа, Таиланд, когда полет длится от 8 до 13 часов. Мало кто задумывается, насколько может быть опасен пьяный дебош на высоте. Возникшая на борту свалка способна сбить самолет с курса, привести к повреждению кресел, а если пострадают иллюминаторы, то это грозит уже разгерметизацией салона. Нередко пьяные ломятся в кабину пилотов. Поэтому дебош на борту — это далеко не мелкое хулиганство, это реальная угроза безопасности полета.
— Но ведь это проблема не только России… Как там борются с авиахулиганами?
— На рейсах зарубежных перевозчиков тоже дебоширят, но реже, потому что наказание там гораздо строже. К сожалению, единых норм пока нет, и каждый справляется по мере своих, а именно государственных возможностей. Американское законодательство, например, весьма сурово: штраф от $10 тыс. налагается за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, за беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, а также за невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета (например, курение, отказ пристегнуть ремни безопасности). А за попытку вмешательства в работу экипажа нарушителю грозит тюремный срок до 20 лет. Штраф за нарушение правил безопасности полета на борту японских авиакомпаний составит $4,8 тыс. Согласитесь, после таких санкций человек как следует задумается, прежде чем начать хулиганить.
Кроме того, многие авиакомпании составляют черные списки. Базы буйных пассажиров официально ведут многие европейские авиакомпании, в некоторых странах эти списки объединены. Процедура их ведения апробирована в авиакомпаниях (в том числе и в альянсе, в котором состоит "Аэрофлот", — SkyTeam) США, Канады, Китая. При этом применяемые санкции более чем суровы: дебошир, попавший в черный список компании KLM, на 5 лет лишается права летать ее рейсами, а устрой он нечто подобное на рейсах British Airways, он вообще больше никогда не попадет на борт этого перевозчика.
— Как наши авиакомпании могут бороться с авиадебоширами?
— Мы в "Аэрофлоте" ведем лишь условный учет дебоширов на своих рейсах, так сказать, для своего внутреннего пользования. На сегодняшний день в этом условном черном списке свыше 2 тыс. человек. Но никаких мер к ним мы принимать не можем. Дело в том, что, согласно Воздушному кодексу, авиакомпания не имеет права не заключить договор на перевозку при желании пассажира. Кроме того, Гражданский кодекс предполагает обязательства коммерческой компании заключать публичный договор с гражданами, желающими его заключить. Поэтому, видя в списке пассажиров фамилию дебошира, мы можем лишь быть готовы к возможной потенциальной угрозе. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Исходя из этой информации, мы можем сформировать кабинный экипаж из бортпроводников покрепче, например.
— Есть ли предпосылки, что в ближайшее время появятся законодательные инициативы, которые помогут авиакомапниям бороться с авиадебоширами?
— В настоящее время власти активизировались и начали проводить ряд мероприятий по ужесточению ответственности пассажиров-нарушителей. 20 июня в Госдуму был внесен законопроект, предлагающий увеличить размер штрафов от 100 тыс. до 300 тыс. рублей и ввести в качестве наказания тюремное заключение на срок от 2 лет до 10, в случае если инцидент стал причиной катастрофы, сопровождавшейся человеческими жертвами. Кроме того, депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект о черных списках авиапассажиров. Законопроект предусматривает право перевозчиков отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые в последние 5 лет нарушали правила поведения на борту самолета и создавали тем самым угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью других пассажиров.
Ну а пока буйство на борту в России квалифицируется как мелкое хулиганство, за которое по нашему законодательству полагается административный штраф, если не ошибаюсь — от 500 до 2,5 тыс. рублей или административный арест на 15 суток. Проблема усугубляется отсутствием у экипажей воздушных судов права применять ограничительные меры к деструктивным пассажирам с использованием физической силы и средств ограничения подвижности. Понятное дело, что эти меры не особо останавливают отъявленных хулиганов. Как следствие такой безнаказанности мы видим постоянно увеличивающееся количество правонарушений на воздушных судах.
— А что по этой проблеме говорят в IATA?
— На прошедшем ежегодном заседании в Катаре IATA выступила с инициативой по борьбе с авиадебоширами, единогласно приняв резолюцию, призывающую правительства стран и представителей авиаотрасли разработать единые меры по эффективному предотвращению и контролю за правонарушениями на борту. Ранее страны-участницы организации уже давали согласие на модернизацию и ужесточение Токийской конвенции 1963 года, которая до недавнего времени являлась, так скажем, регламентирующим документом по данному вопросу. Теперь дело за малым — правительства стран, чьи авиакомпании являются членами IATA, должны ратифицировать то, на что они согласились.
По действующим сегодня положениям Токийской конвенции наказывать дебошира на борту самолета имеют право только правоохранительные органы страны регистрации воздушного судна. Учитывая, что 40% флота мировых авиакомпаний находится в лизинге, часто наказание не наступает, ведь регистрация в этом случае самолета не имеет отношения ни к стране регистрации авиакомпании, ни к государству, в котором пришлось совершить вынужденную посадку. IАТА призывает изменить конвенцию таким образом, чтобы задержать нарушителя могло и государство, использующее самолет, и государство, над территорией которого совершается преступление, а также государства гражданства правонарушителя, посадки, потерпевшего лица и обычного проживания правонарушителя.
Приведение всех к единому знаменателю существенно упростит работу в этом направлении. Использование апробированного мирового опыта поможет и российским законодателям в разработке поправок.
— В прошлом году Евросоюз принял решение о том, чтобы все авиакомпании с 1 января 2014 года должны платить за выбросы парниковых газов при полетах над странами ЕС. Минтранс уверяет, что на российские компании эти требования не распространяются. Но тем не менее ЕС оштрафовал "Аэрофлот" на сумму более €200 тыс. Что в этой ситуации будет делать "Аэрофлот"?
— На тот момент ЕС навязывал перевозчикам всех стран региональную европейскую систему торговли квотами. Это одностороннее решение вызвало возмущение в авиационном сообществе. Россию, как и все остальные государства, не входящие в ЕС, просто поставили перед фактом — полет в воздушном пространстве Европы становится платным.
Что касается непосредственно "Аэрофлота" — да, нам был выставлен штраф в размере €100 за 1 т выбросов СО2, произведенных нами в 2012 году, что в сумме составило €215,6 тыс. В ответ по рекомендации IATA и по аналогии с другими авиакомпаниями "Аэрофлот" подготовил и направил в Европарламент протестное письмо. Кроме этого, нами готовится апелляция о неприемлемости выставления штрафов в отношении авиакомпании.
В России и без квотирования выбросов идет борьба "за чистое небо". Если 5 лет назад у российских авиаперевозчиков лишь 30% авиапарка составляли топливоэффективные экологичные лайнеры, то теперь таких машин в стране уже более 80%. Парк "Аэрофлота", например, — самый современный в Европе. Средний возраст самолетов — менее 4 лет. В течение последних 2 лет удельный расход топлива снизился в "Аэрофлоте" почти на треть. А введение в России нового порядка эшелонирования в воздухе позволяет выбирать оптимальные эшелоны для самолетов, ветровой режим на маршруте, что также приводит к сокращению времени в пути и уменьшению расхода топлива.
Что же касается инициативы ЕС, то подобные меры не имеют ничего общего с борьбой за экологию. Евросоюз просто ввел оброк на полеты в своем воздушном пространстве. По подсчетам экспертов, от торговли квотами ЕС будет ежегодно получать порядка $2 млрд ежегодно. Только "Аэрофлот" к 2025 году должен будет заплатить до €800 млн. А кто нам скажет, куда будут направлены эти средства?
— Можно ли рассчитывать на поддержку со стороны IATA в этом конфликте?
— Мы готовы обсуждать эти вопросы в рамках IATA, чьим приоритетным направлением является уменьшение вредного воздействия авиации на окружающую сред. Ассоциация призывает страны воздержаться от принятия односторонних мер, которые будут иметь отрицательные последствия для общих интересов авиационного сообщества. Разработка альтернативных экологических видов топлива и модернизация существующих авиатехнологий — вот основные направляющие для достижение социально-экологической ответственности.