Ирина Сергиевская: «Я полюбила родину Шукшина, но подробно ее еще не разглядела»
Вчера, 23 июля, она присутствовала на презентации 9-томного собрания сочинений Василия Макаровича Шукшина. Мероприятие состоялось в краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова. Широкому кругу читателей представили результат работы большого авторского коллектива в рамках издательского проекта, который патронирует Губернатор Алтайского края Александр Карлин. Участникам события также презентовали свежий номер литературно-критического журнала "Литературная учеба", посвященный Василию Макаровичу Шукшину.
"В Алтайском крае я уже в четвертый раз после ухода Василия Макаровича из жизни. Я полюбила родину Шукшина, но подробно ее еще не разглядела, несмотря на то, что приезжаю не впервые. Потому что в Алтайском крае мы все время заняты разными делами, и это очень приятно.
Василий Макарович Шукшин хотел быть услышанным. Слава Богу, это случилось. Работа с ним была необыкновенной, содержательной. Он был талантлив буквально в каждом шаге, и для кинематографа это были новые шаги. По тем временам, да и сейчас это редкость. Он фактически подошел к возможности авторского кинематографа в полном смысле этого слова. Сейчас бывает такое: режиссер что-то там высказывает, несопоставимое по содержанию и глубине с тем, что хотел донести до людей Василий Макарович, но если зрители этого режиссера не понимают, он говорит: это авторский кинематограф. Это сделано для очень узкого круга ценителей.
А Василий Макарович ставил совсем другие задачи. Он действительно хотел сказать многое, до чего дошел в напряженных духовных исканиях, и научился в кинематографе это говорить буквально как автор. Всем известно, что кинематограф – искусство коллективное. Задуманное кинодраматургом (сценарий) неотвратимо трансформируется в ту или иную сторону творчеством режиссера, актеров (редакторы в нашем понимании помогали авторам высказаться, не вносили своих идей). До сих пор продолжается обсуждение, а в прежние годы очень много спорили, в чем Шукшин сильнее – как кинодраматург, режиссер или актер. Но это спор бессмысленный, потому что Василий Шукшин интересен тем, что природа, Бог наградили его таким комплексом талантов, которые и позволили ему самому рассказать зрителям и читателям о том, что он узнал и понял, все без всяких посредников. Он записывал свое произведение как сценарист, и сам доносил его до зрителя – мимикой, поведением, выражением глаз. Только сам Шукшин мог полностью раскрыть подтекст, заложенный в сценарии. В этом было его счастье.
Он пригласил меня на следующую работу, которая, к сожалению, не состоялась. Это был великий замысел, самый значительный в его жизни. Этого не случилось, и мы теперь уже никогда не увидим Степана Разина – Шукшина. Но по роману "Я пришел дать вам волю", который вошел и в восьмитомник, и в 9-томное собрание сочинений Василия Шукшина, которое сегодня представили читателям, мы можем судить, какого глубокого произведения лишила нас смерть Василия Макаровича.
Я специалист по кинематографу, и именно кинематограф поднял волну народной любви и Шукшина на этой волне. Он был счастлив, когда "Калина красная" шла на экранах, потому что его поняли", - подчеркнула Ирина Сергиевская.