«По-нашему, по-андреевски»: история одного удачливого алтайского фермера
"Андреев и сыновья"
Для Анатолия Петровича это не просто вывеска фамильного хозяйства. Его главное жизненное правило: сын идет за отцом, продолжает его дело. "Я родился и вырос в Дружбе, здесь и отец мой всю жизнь работал, и сыновья мои сюда пришли", – показывая "АП" свои владения, современный животноводческий комплекс, Анатолий Андреев рассуждает тоже по-крестьянски.
Его отец Петр Сергеевич, увы, давно ушедший из жизни, слыл в Дружбе классным трактористом и комбайнером. Сыну Толе передалась отцовская тяга к технике. С годами он тоже стал классным, правда, киномехаником. Нес, точнее, вез в села "важнейшее из искусств". Но кино закончилось с развалом Союза. Выбор у Анатолия был невелик. Начального капитала – никакого. Зато хоть отбавляй крестьянской смекалки. Едва вышел в свет закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и стали давать в собственность землю, он подался в фермеры.
– Назад пути не было. А я, наверное, просто вовремя сориентировался. Не боялся, потому что и раньше получалось все, за что бы ни брался. Часть земли была паевой, часть – из фонда распределения. Начинали с площади в 500 гектаров, стали покупать технику, наняли людей на работу. Теперь знаю точно: все получится, если иметь голову на плечах, терпение и огромное желание
работать.
"Умные люди объяснили"
Оказавшись в нужное время в нужном месте, начинающий фермер, как и его коллеги, хозяйство поднял на "силаевских кредитах" под 8% годовых (в новой России их назвали именем Ивана Силаева, последнего премьер-министра СССР). Такие кредиты были не слишком обременительны, выдаваемые в привязке к обрабатываемой площади, они помогли тем, кто занялся фермерством в самом начале 90-х.
А потом рванула инфляция, ее жесткие уроки по выживанию Андреев усвоил навсегда: "Умные люди мне объяснили, что это такое. В 93-м у меня было 50 миллионов рублей кредитов, а к началу 95-го банкиры ставку сразу до 213% подняли. Я тогда все зерно отдал, но погасил кредиты. Год перебивался, рассказать, как трудно было, вы все равно не поверите. Но поднялся, ведь у меня были здания, техника, мое село и моя семья".
Сыновья Сергей и Денис подрастали и уже школьниками крутились рядом с отцом, присматривались, что и как он делает. Вот, собственно, и все его отцовское воспитание. Сергея после армии и окончания техникума Андреев-старший пытался в городе пристроить, но тот уперся, ни в какую: "Я с тобой, батя". Та же история случилась и с Денисом. Сыновья Анатолия Петровича окончили АГАУ, и оба сейчас работают бок о бок с ним, занимаются элитным семеноводством и разведением племенных герефордов. Денис, к слову, в 2012 году был удостоен целевого гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе КФХ.
Молодым трудно самостоятельно начинать, а вот на базе отцовского хозяйства – другое дело. Именно этим Андреев-старший объясняет популярность семейного крестьянского бизнеса, когда сыновья примыкают к отцам.
У них получается все, кроме одного – отдыхать всей семьей. Несколько лет назад, правда, Андреев ездил в Таиланд, возил туда своих рабочих в качестве премии за хорошую работу и высокий урожай. Внучкам Арине, Насте и Вике мир показывают или родители, или бабушка Елена Аркадьевна. А их дед в это время счастливо щурится на пронизанный солнцем простор родных полей так, что трудно ему не поверить: "Мой отдых – в поле".
"До первой пьянки"
Выбор породы герефордов Анатолий Андреев объясняет неприхотливостью их рациона, хорошим здоровьем и быстрым, до килограмма в сутки, нагулом веса. Один статус – элитного семеноводческого хозяйства – у КФХ есть. А с присвоением статуса племрепродуктора герефордов оно начнет поставлять племенных бычков по всему СФО. Первая их партия уже готова к отправке в Новосибирск. К слову, знаменитую мраморную говядину получают и от герефордов.
В последние годы в КФХ очень много строят. Благоустроенный Дом животновода, где специалисты могут принять душ и отдохнуть, кормовые столы, крытые деревянные скотные дворы, новый ток, оборудованный немецкими "Пектусами", второй в хозяйстве, на подмогу действующему.
В штате хозяйства – 38 человек, почти все – местные, из Дружбы. Таким малым составом управляются благодаря высокой производительности современной техники. Один "Нью Холланд" заменяет половину парка старых тракторов, и даже в страду ненормированный рабочий день заканчивается не позже 8 вечера.
КФХ полностью обеспечивает кормами личные подсобные хозяйства рабочих, помогает учить детей в вузах, трудоустраивает ученические бригады ("…мы с ребятишками сеем, убираем, семена готовим, лесополосы очищаем от бурелома").
Когда в Дружбе на средства краевого бюджета реконструировали детский сад и школу, не обошлось и без андреевских денег.
Андреев привозит в Дружбу молодых специалистов и покупает им жилье. Так, в этом году приехали работать в КФХ зоотехник Алексей Берлизов и врач-ветеринар Владимир Масленников. Жена Владимира, кстати, тоже ветеринар, без дела не сидит, открыла в Дружбе ветеринарную аптеку, теперь людям нет нужды ездить за препаратами в райцентр.
Главный вопрос для всех руководителей КФХ у Андреевых тоже решен: "Люди хорошие, подобраны естественным отбором. У меня работают до первой пьянки, те, кто хочет работать и зарабатывать".
– А как по-другому? Я при советской власти воспитывался, у меня ностальгия по тем временам, лучшие традиции хозяйствования надо возрождать. Например, в отношении правительства страны к аграриям. Хорошие шаги оно, несомненно, делает, например, предусмотрев господдержку фермерских хозяйств. Но мы закредитованы по самые уши. Раньше урожай сдашь и этих денег хватало, чтобы рассчитаться по кредитам. Сегодня и с их оформлением сложности, а потом еще попробуй их погасить, цены-то на зерно низкие. Плюс четвертый год у нас катаклизмы – то засуха, то зальет все. Выживают те, кто в свое время диверсифицировал производство и сейчас занимается параллельно растениеводством и животноводством.
– Считаете крестьянство обиженным классом?
– Мы исторически "обижены" (смеется). Потому что с нас все начинается. На селе всегда жилось нелегко. И все равно все будет по-нашему, по-андреевски.
КФХ Андреева основано в 1992 году, сегодня здесь обрабатывают более 8 тысяч гектаров пашни, выращивают свыше 700 голов племенных герефордов.