МГЕР указала Минобрнауки на отсутствие условий для инвалидов в вузах
Представители молодежного крыла партии власти — "Молодой гвардии Единой России" (МГЕР) — обратились к курирующей социальную политику вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой разобраться, почему многие корпуса институтов и университетов не оборудованы необходимыми приспособлениями для учащихся с ограниченными возможностями. Кроме того, "молодогвардейцы" подчеркивают необходимость включения Министерством образования в бюджет на 2015, а также плановые 2016 и 2017 годы средств, которые будут направлены на обеспечение доступности высшего образования для абитуриентов-инвалидов. Об этом "Известиям" рассказала сопредседатель координационного совета "Молодой гвардии Единой России" Екатерина Стенякина.
По ее словам, большинство вузов продолжают не исполнять ФЗ "Об Образовании" (вступил в силу в 2013 году). Согласно п. 3 ст. 79 федерального закона, все здания, в которых осуществляется образовательная деятельность, должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями, для того чтобы учащиеся с ограниченными возможностями могли получать образование.
— Ребята с инвалидностью имеют право на бесплатное образование. Каждый вуз должен быть обеспечен необходимыми подъемниками, пандусами, лифтами, туалетами для инвалидов и определенным набором атрибутов. К сожалению, некоторые вузы до сих пор отказываются принимать ребят-инвалидов. Хотя есть и такие вузы, которые давно работают с инвалидами-колясочниками, например Московский государственный технический университет имени Баумана, — рассказала она.
На сегодняшний день "молодогвардейцы" обнаружили 53 российских вуза, которые не оборудованы специальными условиями для студентов с ограниченными возможностями. Среди них Вологодский государственный университет, приемная комиссия которого находится на 2-м этаже здания, куда инвалидам по лестнице подняться невозможно, филиал Российской правовой академии Министерства юстиции России в Тульской области — вход в здание не оборудован для студентов с ограниченными возможностями. Основные сложности для инвалидов, по словам "молодогвардейцев", создают отсутствие пандусов, оборудованных входов в учебные заведения и "слишком крутые лестницы". Например, в Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина построена "очень крутая лестница", отсутствует пандус и даже нет кнопки вызова дежурного персонала.
Екатерина Стенякина надеется, что своим обращением к правительству "молодогвардейцы" смогут помочь если не нынешним абитуриентам (приемная кампания заканчивается 25 июля. — "Известия"), то тем, кто будет поступать в 2015 году.
23 июля активисты МГЕР в 25 регионах, в число которых входят Саратов, Ульяновск, Челябинск, Тюмень, Волгоград, Владимир, Омск, Новосибирск, Воронеж, Рязань, Подмосковье, вместе с абитуриентами с ограниченными возможностями проведут рейды на предмет доступности приемных комиссий и вузов для студентов, испытывающих трудности в передвижении.
Согласно закону "Об образовании", под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются не только условия в зданиях, но и условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В свою очередь, в Минобрануки "Известиям" рассказали, что в целях обеспечения доступной среды образования ведомство ежегодно проводит мониторинг условий для получения профессионального образования студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами в подведомственных вузах.
— В 2012 году рабочая группа при министерстве выработала методические рекомендации по оборудованию вузов специальными техническими средствами для обучения студентов с ОВЗ. Представив проект рекомендаций на IV Международной научно-практической конференции "Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения" и доработав документ по ее итогам с ведущими российскими и зарубежными экспертами, министерство направило рекомендации в подведомственные образовательные организации, — рассказали в пресс-службе ведомства.
Согласно последним данным, из 6708 зданий подведомственных высших учебных заведений, где проходит обучение или в которых проживают обучающиеся, в 4015 зданиях в настоящее время обучаются и живут студенты с ОВЗ и инвалиды. Из них 3870 зданий полностью или частично приспособлены для получения профессионального образования, а также для временного проживания данных категорий учащихся.
Кроме того, в министерстве отметили, что все строящиеся в настоящее время объекты возводятся с учетом строительных норм и правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". В связи с этим главной задачей работы по созданию условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ министерство считает дооснащение существующих объектов.
В этом году на основании государственного задания на очередной финансовый год и плановый период предусмотрено выделение бюджетных средств в виде субсидий образовательным организациям на проведение капитального ремонта и создание в зданиях условий, необходимых для пребывания учащихся с ОВЗ и инвалидов.
Зампред комитета ГД по образованию Михаил Берулава считает, что за создание условий для людей с ограниченными возможностями персональную ответственность должно нести руководство высших учебных заведений.
— За такие вещи должен в первую очередь отвечать ректор. Ведь есть соответствующий приказ, закон, который он должен исполнять, — заявил он. — Если не исполняет, то министерства образования — как региональные, так и федеральное — должны контролировать и разбираться со своими подчиненными.