РФС: «Следующим тренером национальной сборной будет россиянин»
"Ситуация с крымскими клубами разрешится в ближайшую неделю"
- УЕФА принял решение развести российские и украинские клубы в еврокубках в связи со сложной политической ситуацией. Для вас это стало неожиданностью?
- Нет, поскольку я сам подписывал ходатайство в УЕФА. Тоже самое сделали и наши коллеги из Украины. Это правильное решение, которое позволит снять все риски с точки зрения безопасности для участников соревнования и не дать возможность политикам использовать эту ситуацию в своих целях.
- Эта практика будет распространяться только на квалификационную стадию?
- Если в финале еврокубка мы встретимся с клубом дружественного украинского народа, то будут предприняты все меры безопасности, и такая встреча обрадует братские народы. До решающей стадии еще много времени, и мы надеемся, что сложившаяся ситуация будет урегулирована.
- В ближайшее время состоится повторная конференция по вступлению крымских клубов в состав РФС. Консультации с представителями ФИФА, УЕФА и ФФУ уже закончены?
- Мы неоднократно излагали свое видение ситуации. Футбол должен развиваться на всех территориях земного шара. Надеюсь, что наша позиция встретит понимание, крымские клубы войдут в состав РФС, и этот вопрос будет урегулирован. Но пока не хочу комментировать ход переговоров. Непосвященные люди могут трактовать мои слова по-своему. В ближайшую неделю ситуация с будущим крымских клубов окончательно прояснится.
"Если вмешательства в работу Фабио будут продолжатся, то он сам примет решение"
- Вы были с нашей сборной в Бразилии. Опишите чувства, с которыми россияне покидали чемпионат мира?
- Все были расстроены. Команда отдала все силы для достижения результата. В отсутствии желания победить их упрекнуть нельзя, но игра на ЧМ-2014 отразила истинный уровень нашего футбола на сегодня. Мы же не удивляемся, что флагманы российского автопрома заметно отличаются от немецкого, и одеваются спортсмены в изделия западных производителей, а не на текстильной фабрики в Иваново. Есть серьезное отставание, которое складывалось из событий последних десятилетий. Все хотят сиюминутного результата, но это невозможно. Надо больше времени уделять детско-юношескому футболу, воспитанию тренерских кадров, инфраструктуре.
- Как вы отнеслись к решению депутатов Госдумы пригласить Фабио Капелло на парламентские слушания?
- Фабио - это топ-тренер, который ценит свою репутацию. Он понимает, что оценивать его работу должны футбольные специалисты, а не депутаты Госдумы. Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Если вмешательства в работу Фабио будут продолжаться, то он сам примет решение.
- Есть уверенность, что Капелло доработает до конца своего контракта?
- Варианты всегда возможны. Человеческий фактор непредсказуем. Если общественное мнение будет доброжелательно, тогда у него будет возможность планомерно работать во благо российского футбола. А если в его адрес будут поступать необоснованные обвинения или дикие заявления, сложится обратная ситуация.
- Вы общались с Капелло после ничейного результата в матче с Алжиром (1:1). В каком настроении был тренер?
- Он был расстроен и разочарован. Фабио - тренер-победитель, и это серьезный удар для него. Посмотрим, насколько мужественно мы перенесем все испытания.
- Появилась информация, что за разрыв контракта Капелло может получить €25 млн отступных. Откуда взялись такие цифры?
- Вбрасывание информации подобного рода ничего кроме иронии вызвать не может. Этот контракт видел ограниченный круг лиц. Все догадки и домыслы - попытка взбудоражить публику и уйти от глубоких системных проблем российского футбола: состояния детско-юношеского футбола, структуры соревнований, инфраструктуры. Мы видели на каких полях приходится играть нашим ведущим клубам. В РФС провели анализ физического и психологического здоровья наших футболистов. Оно оставляет желать лучшего. Необходимо наладить координацию работы между тренерами, медицинским персоналом сборной и клубов, чтобы было единое понимание процесса. Много вопросов по выстраиванию пирамиды - от юношеских и молодежных команд до основных. Все сборные должны использовать единые методики, как это практикуется в мире, например, в той же Бельгии иле Коста-Рике.
"Следующим тренером национальной сборной будет российский специалист"
- Многие негодуют, почему, учитывая все проблемы российского футбола, мы имеем самого высокооплачиваемого тренера в мире?
- Я тоже хочу, чтобы отечественные специалисты и игроки задавали тон в национальном футболе. Станислав Черчесов возглавил "Динамо", Дмитрий Аленичев и Игорь Колыванов вывели свои команды в РФПЛ. Уверен, что кто-то подхватит эстафету у иностранных специалистов. Все дело в том, что у нас был провал в подготовке тренеров высокой квалификации. Из нового поколения только Леонид Слуцкий доказал, что он является серьезным тренером. Тем не менее, я уверен, что своего последнего слова не сказал Валерий Газзаев, много лет не используются опыт и знания Анатолия Бышовца, при котором наша страна последний раз добивалась громкого успеха.
- Когда же мы дождемся российского тренера на посту национальной команды?
- Я думаю, что уже следующий тренер национальной сборной будет российским. На мой взгляд, отборочный цикл к Евро-2016 должен отработать Фабио Капелло. Бросив в бой молодого тренера, мы рискуем сломать его, так же как и молодого игрока. Стать тренером сборной - это большая честь и ответственность. Не каждый готов с этим справиться.
- Вы общаетесь с Капелло за пределами футбольного поля. Он действительно очень авторитарный человек?
- Прежде всего он глубоко порядочный, интеллигентный, выдержанный человек. Итальянец действительно обеспокоен развитием футбола в России, поэтому он вступал в полемику с отдельными руководителями клубов РФПЛ. Он искренне считает, что в рамках существующего лимита на легионеров его возможности очень ограниченны.
"У нынешнего поколения футболистов нет такой мотивации, какая была у Аршавина"
- Складывается впечатление, что лимит на легионеров стал камнем преткновения в развитии отечественного футбола?
- На это существует объективная причина: противоречия между интересами сборной и элитных клубов, которые должны бороться за победы в еврокубках. Они хотят быть конкурентноспособными с ПСЖ и "Манчестер Сити", которые могут купить футболистов со всего мира. Нужно искать компромисс, баланс интересов. Однако если мы говорим, что приоритетом должен стать домашний чемпионат мира, то на несколько лет надо создать наиболее благоприятный режим для сборной. Оппоненты говорят, что любой лимит понижает конкурентоспособность российского футбола. Это весомые аргументы. На эту тему нужны дискуссии, система аргументации, доказательства. Нужно системно решать проблему и не только главному тренеру, а всему футбольному сообществу. Например, в Бельгии поощряется, чтобы игроки уезжали в зарубежные чемпионаты.
- При этом все игроки сборной России выступают в РФПЛ...
- Когда западные селекционеры и тренеры узнают, какие зарплаты получают наши игроки, то отказываются от их трансферов. К сожалению, у нынешнего поколения футболистов нет такой мотивации, какая была у Андрея Аршавина. Ради того, чтобы играть в топ-клубе он потерял в деньгах. Сегодня ребята не ищут сложных путей. То, что они имеют - уже немало. Футбол - это срез общего состояния страны. Коммерческие вопросы доминируют над духовными ценностями. Например, в Германии образовательный и тренировочный процесс неразрывны. У нас же нравственная сторона и ценностные моменты упущены. Все сводится к меркантильным вопросам. Именно поэтому одна из наших ближайших задач - переформатировать людей, работающих в футбольной индустрии.
"Участие школы "Чертаново" в ПФЛ - одно из лучших решений за последние годы"
- Наступающий сезон РФПЛ, скорее всего, не будет транслироваться на федеральных каналах. Как вы к этому относитесь?
- РФС заинтересован в том, чтобы хотя бы минимальное количество футбола было на федеральных каналах. Это важно с точки зрения стратегии развития футбола, его популярности, сложившегося менталитета российского болельщика и покупательной способности. Если футбол совсем уйдет с общедоступного телевидения, то о повышении массовости не может быть и речи. Мы можем потерять значительную часть болельщиков. В преддверии домашнего чемпионата это недопустимо. Я крайне заинтересован, чтобы футбол остался на федеральных каналах. Понятно, что сейчас его рейтинги ниже, чем у популярных сериалов, но надо сформировать вкус, возможно, за счет более интересного оформления программы.
- Футбольная школа "Чертаново" начала выступать в Профессиональной футбольной лиге (ПФЛ). Это инициатива РФС?
- Это одно из лучших решений, которые были сделаны за последние годы. Я как мог способствовал включению школы в ПФЛ. Мы должны проводить эксперементы и находить новые формы, чтобы молодые игроки имели соревновательную практику. На уровне 12-летних российские команды побеждают на международных турнирах, 17-летние дважды выиграли Чемпионат Европы, но переход во взрослый футбол дается россиянам очень тяжело. Если говорить про "Чертаново", то там созданы инфраструктурные условия, хорошо развиты тренеры, селекционная служба. Для них "прорублено" окно в большой футбол. Если этот эксперимент удастся, то другие подобные академии также могут быть заявлены в ПФЛ. Например, центр в Бронницах.
- Почему выбор пал именно на "Чертаново"?
- Это центр, который сочетает не только спортивную подготовку, но и обучение. Там идет полноценное формирование личности. В футбол не могут играть люди, которые ведут себя неподобающим образом. Примеры Марио Балотелли и Луиса Суареса лишнее тому доказательство. Современный игрок должен развиваться гармонично.
- В каком состоянии сейчас находится "Академия футбола им. Юрия Коноплева", воспитанниками которой являются Алан Дзагоев, Артур Юсупов, Игорь Горбатенко...
- После того, как академию покинул Сергей Капков, а Роман Абрамович перестал выступать ее меценатом, у них был сложный период. Потом за центр взял регион. Увы, но время было упущено. Многие тренеры и ведущие игроки перешли в школы "Краснодара" и "Чертаново". У "Академии им. Коноплева" остался бренд, который, я надеюсь, поможет им выйти на прежний уровень.
- Владелец "Краснодара" Сергей Галицкий возглавил комитет по развитию региональных центров спортивной подготовки. РФС уже провел с ним консультации о развитии детско-юношеского футбола?
- Мы довольны, что он согласился стать председателем этого комитета. На ближайшем исполкоме ему покажут проект-положение с новыми серьезными требованиями к этим центрам. Кроме того, будет предложена методика оценки эффективности их работы, чтобы выдавать те или иные гранты. В ближайшее время Галицкий должен сформировать состав этого комитета.
"Зарплата детского тренера - 5-7 тысяч рублей"
- Как бороться с проблемой регионального футбола, когда на профессиональный клуб выделяется 200 млн рублей, а на детско-юношеский всего 30 млн?
- Если бы 30. Средний бюджет неплохого клуба ФНЛ - 200 млн, а на весь дестко-юношеский футбол выделяется примерно 5. В среднем по стране это всего 5%. Ладно, если эти клубы ставили перед собой задачу выхода в РФПЛ, или у них была бы своя сильная академия и ходил болельщик. Средняя посещаемость таких команд - 2-3 тыс. человек. Там не работает детская школа, и в составе играет всего несколько доморощенных футболистов, остальные все варяги. Также это очень нестабильные команды. Региональные бюджеты иссякают, и клубы снимаются с первенства. Нынешняя стратегия направлена на то, чтобы изменить ситуацию. Это одна из ключевых проблем российского футбола.
Вторая глобальная проблема заключается в том, что бюджеты, которые выделяются региональными программами на массовый и детско-юношеский футбол, предполагают зарплату тренеров в 5-7 тыс. рублей за одну возрастную категорию. По этой причине наставники специально берут по три-четыре возрастных группы. Чему они могут научить такое количество детей? Зачастую тренеры, у которых столь маленькая зарплата, уходят из профессии, а приходят те, кто не обладают профильными знаниями. Они получили лицензию "D" и уже готовы работать. В Бельгии или Голландии многие детские тренеры работают с лицензией Pro. У нас же это в основном недоучки, которые не знают современной методики.
- Информационно-аналитический центр уже начал свою работу?
- К сожалению, многие вещи развиваются не так быстро, как нам хотелось бы. Финансовое положение РФС остается непростым, и мы вынуждены свертывать многие программы. Немецкая федерация футбола вкладывает по €10 млн в год в информационные системы. Мы близко не можем себе такое позволить. Также РФС самостоятельно оплачивает контракт Капелло. Если контракт Гуса Хиддинка оплачивал Абрарамович, а Дика Адвоката - "Газпром", то мы из своего скудного бюджета должны нести это тяжелое бремя.
- Уже несколько лет идут разговоры о тяжелом финансовом положении РФС, но ситуация не меняется...
- Понимаете, бюджет федерации футбола Франции - €200 млн. У нас он в три раза меньше. Это большая проблема, которую может решить только вмешательство первых лиц государства. Конфликт интересов професиональных клубов и федераций есть во всех странах, вне зависимости от человека, возглавляющего организацию.