Выпускники школ должны будут иметь «антикоррупционное мировоззрение»

По информации "Известий", Министерством образования и науки подготовлен приказ об утверждении государственного стандарта среднего общего образования в связи с вступлением в силу нового закона "Об образовании". Документ устанавливает не только требования к структуре образовательных программ и то, какие знания по различным предметам должен получить выпускник, но и понятия личностных и метапредметных результатов по окончанию обучения.

— Утверждение нового стандарта связано с необходимостью его приведения в соответствие с новым законом "Об образовании". Стандарт теперь также плотно ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен не только получить знания по определенным предметам, но и сформироваться как целостная и полноценная личность, — пояснили в Минобрнауки.

Согласно обновленному стандарту, в категории "личностные результаты" школьникам должны будут привить российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Россией, гордость за свой край и уважение к государственным символам (герб, флаг и гимн). Также обязательным условием является воспитание в школьнике толерантности и норм поведения в поликультурном мире.

Отдельным пунктом идет формирование "экологического мышления" и приобретение опыта эколого-направленной деятельности. Под указанными понятиями подразумевается, что по окончании школы ученик должен понимать влияние социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды. Школьник также должен осознанно выполнять сам и пропагандировать другим правила не только здорового образа жизни, но и ее экологически целесообразного смысла.

Помимо знания гимна, толерантности к другим национальностям и основ экологического мышления, "портрет школьника России" включает в себя любовь к традиционным ценностям — не только предметным, но и духовным. Также школьники должны осознавать свою сопричастность к судьбе России и иметь сформированное "антикоррупционное мировоззрение".

В сфере метапредметных результатов школьник должен уметь продуктивно общаться и взаимодействовать с окружающими, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои решения, а также уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя "адекватные языковые средства".

Также современный школьник должен уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач. Однако использовать достижения цифровых технологий идеальный школьник должен с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены и норм информационной безопасности.

К предметным результатам относятся минимальные уровни знаний по каждому отдельному предмету. Однако здесь нововведение кроется в разделении каждого предмета на "базовый" и "углубленный" уровни. Со следующего года школьники будут сдавать экзамены различной сложности в зависимости от профиля выбранной специальности в вузе.

Так, если в "базовом" русском языке и литературе ученика должны научить не только читать и писать в различных форматах, но также и анализировать текст и историко-культурный контекст произведения и творчества писателя, то в "углубленном" варианте школьнику должны объяснить основы литературной критики, дать начальные навыки различных форм литературоведческого исследования и привить умение оценивать интерпретацию литературных произведений в живописи, театре, кино и музыке.

В "базовой" математике школьникам помимо обычного и стандартного багажа знаний также расскажут о месте математики в мировой культуре и современной цивилизации, а также о способах описания на математическом языке явлений окружающего мира. В "углубленном" варианте, помимо этого, школьники должны будут овладеть умением составления вероятностных моделей и вычислением вероятности наступления событий, а также знать роль аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений.

Упор на "личностные показатели" достаточно четко вписывается в подготавливаемую Минобрнауки Национальную стратегию воспитания детей, которую должны представить в этом году.

— Невероятно важно, чтобы общая картина не вылилась в банальные лозунги — "Ура патриотизму!" или "Ребенок должен быть послушным и здоровым", — считает директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

Сопредседатель Российского профсоюза учителей Андрей Демидов критично относится к затее министерства по "стандартизации образования".

— У нас везде стандарты, и уже даже до дошкольников добрались. Новые стандарты — это простая формальность, — полагает он.

Читайте полную версию на сайте