Психолог: иногда у женщины нет выхода, и она в семье занимается всем сама
Наш эксперт — психолог Людмила Петрановская.
Майя Миличь, АиФ.ru: Сильно ли за последние 20 лет изменился институт брака и то, как люди относятся к семье?
Людмила Петрановская: Думаю, перемены произошли, но не за последние 20 лет. Скорее, всё изменилось за последние полвека, и не только в Росcии, но и в мире. Изменения связаны с тем, что женщины вышли на работу, с появлением контрацепции, с переходом населения в большие города, стало меньше детей в семьях — то есть это такие глобальные процессы, в которые наша страна вовлечена в том числе.
— Какая разница? Нас не спрашивают, они есть и они будут. Мы можем им радоваться, мы можем "начхать" на них, но жить нам в этих процессах, это глобальные процессы, которые будут всё равно.
Типичный потрет
— Как в общих чертах выглядит современная семья?
— Мне кажется, современная семья настолько разнообразна, что даже сложно описать какой-то типичный потрет. Да, семьи очень разные — есть мамы с детьми, есть семьи, живущие с родителями, есть отдельно живущие пары. Типы семей сегодня очень разнообразны.
Можно сказать, что у молодых пар уже нет традиционного разделения ролей, когда муж зарабатывает деньги, а жена ведёт домашнюю часть совместного быта. Сегодня пары скорее стараются более равноценно распределить нагрузку.
Конечно, в значительной степени размылось чёткое отношение к размеру заработка, уже не так важно, кто именно в паре зарабатывает больше, и к вопросам воспитания и заботы о детях, сегодня мужчины гораздо больше включаются в это.
Чем больше город, тем больше семей с демократичным укладом жизни, индивидуальным. Чем ближе к провинции, тем более распространены традиционные расклады, хотя иногда там у женщины нет выхода — она занимается всем сама, потому что мужчины в лучшем случае выезжают на заработки, в худшем просто пьют, поэтому там без выхода, без вариантов.
— Явная самостоятельность женщины делает мужчину более слабым и мягким, или, наоборот, вынуждает быть ещё сильнее?
— Сложно сказать. Я думаю, что тут гораздо больше зависит не от нынешней, а от исходной ситуации в жизни, когда мужчины были нужны. У нас такое воспитание сейчас, которое связано, с одной стороны, с большим вниманием к рискам и очень небольшими возможностями у детей для проявления инициативы и самостоятельности. Мы хотим, чтобы был мальчик, чтобы он сидел за партой и ручки сложил, делал уроки, был причёсанным, слушал взрослых, и так далее. Потом мы с какого-то перепуга хотим, чтобы он был мужчиной, брал на себя ответственность за женщину и прочее. Но так не бывает, ведь откуда ему взять эту особенность, эту силу? Ну а дальше жизнь идёт, в семьях появляются дети. Кто-то должен их воспитывать, и понятно, что у женщин больше развит родительский инстинкт, поэтому именно они часто взваливают на себя все заботы о детях.
— Такие общественные явления, как гражданский брак, сожительство или чётко прописанный брачный контракт — как они влияют на институт семьи в целом?
— Трудно сказать, люди очень разные вещи под этими явлениями имеют в виду. И гражданский брак гражданскому браку рознь. Для кого-то это очень прочные отношения с глубокими взаимными обязательствами, а для кого-то это действительно мало к чему обязывающее сожительство. Я не думаю, что здесь есть какие-то универсальные для всех моменты, верность и честность могут присутствовать и в гражданском браке, и их может не быть в три раза венчанном-перевенчанном. Мне кажется, отношения между партнёрами не зависят от формальной стороны этого вопроса.
Замуж после 30
— Почему люди всё позже вступают в брак?
— Знаете, это такой процесс, который не зависит от того, что об этом я скажу или что об этом кто-то думает. Понятно, что с точки зрения природы, наверное, это всё неидеально, потому что в природе задумано, чтобы женщины начинали рожать после появления фертильности, то есть в раннем возрасте. Понятно, что со временем в организме отца и матери накапливаются мутации, что сказывается на детях, но на это человечество отвечает развитием медицины, и человечество всё равно учится с этими рисками что-то делать.
Просто люди всё равно будут делать всё так, как им хочется, как им удобно. Безусловно, сейчас, в нынешней жизни, удобно родить ребёнка в тот момент жизни, когда ты уже чувствуешь некую защищённость, когда есть понимание, что ты в какой-то степени состоялся. И если даже ты уходишь в отпуск по уходу за ребёнком на 1,5 или даже 2–3 года, то у тебя достаточно профессиональный уровень, что тебя будут ждать, и когда ты решишь выйти снова на работу, то тебя возьмут обратно. Поэтому сама жизнь толкает на то, что нужно стать на ноги, получить профессиональную квалификацию, возможность более свободного распоряжения своим рабочим временем. Наверное, это лучше, чем родить, как положено, в 18 лет, но в три месяца быть вынужденной выйти на работу, а ребёнка отдать в ясли.
— То, на каких именно принципах "сложена" семья, как-то сказывается на детях?
— Мне кажется, детям это не так важно. Им важно, чтобы были взрослые, которые понимают их, защищают их, как-то в контакте с ними. А кто это — мама, папа — это не самое для детей важное.
Современные дети — они в целом другие. Их меньше били по голове, чем предыдущее поколение. Эти дети могут себе позволить больше быть собой, быть более уязвимыми, более открытыми. Но при этом есть другая сторона —они более ранимы, более чувствительны, где-то более робкие, где то, наоборот, лезут, не понимая, что огребут. Но они приспособятся, они адаптируются. Если бы все поколения были одинаковыми, мы бы сейчас сидели в пещерах в лучшем случае. Поэтому все поколения отличаются друг от друга. Движение — это жизнь.