Россиянам будет легче менять генпланы и вводить льготы
Депутат от фракции ЛДПР Дмитрий Савельев внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который упрощает процедуру участия жителей крупных городов в разработке местных законов. С этой целью предлагается скорректировать требования к численности инициативной группы, которая может внести на рассмотрение муниципальных властей проект правового акта. Предполагается, что после принятия закона будет проще поменять или ввести нормы, находящиеся в ведении местных властей, — это, например, создание новых парковочных мест или введение льгот для граждан, нуждающихся в соцподдержке, изменение местных налогов, планов застройки, правил содержания домашних животных и прочее.
Сейчас законом (ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") предусмотрено право граждан выступать с правотворческой инициативой — вносить на рассмотрение местных властей проекты правовых актов. Они подлежат обязательному рассмотрению в течение трех месяцев со дня внесения. Однако с инициативой местного правового акта может выступить группа граждан, минимальная численность которой устанавливается на местах, но по закону не может превышать 3% от общего количества местных избирателей.
Такой подход не учитывает разброса в размерах населенных пунктов, считает Савельев. Так, например, численность граждан, обладающих избирательным правом, в Новосибирске по состоянию на начало апреля этого года составляла 1,2 млн человек, в Лянинском сельском поселении Здвинского района той же области — всего 821 человек. То есть лянинцам достаточно 25 подписей (3% от общего числа избирателей), новосибирцам — 35 тыс. подписей. В результате, по мнению депутата, населению крупных городов путь к проявлению правотворческой инициативы практически закрыт.
Законопроектом предлагается дифференцировать требования к размеру инициативной группы исходя из величины муниципального образования. Для сельского поселения предусматривается планка в 3%; для городов, не имеющих статуса городского округа, — 2,5%, для муниципальных районов — 2%; для городских округов с более чем 100 тыс. избирателями (такой статус имеют более 500 городов России, сюда относится тот же Новосибирск или, например, Химки; всего таких около 500) и для внутригородских территорий городов федерального значения (это, например, округа в Москве) — 1%. Сами города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — имеют статус субъектов РФ и на них закон о местном самоуправлении не распространяется.
К вопросам местного значения относятся утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов (налог на имущество граждан, земельный налог), содержание и строительство автомобильных дорог, создание парковочных мест. Местными актами также утверждаются правила застройки населенных пунктов, принимаются решения о приостановлении строительства в случае нарушения экологических или иных норм, устанавливается порядок содержания домашних животных. Также на местах принимаются решения об организации досуга населения, благоустройстве и озеленении территории, вывозе твердых бытовых отходов. Местными правовыми актами принимаются меры, направленные на поддержку инвалидов, семей, потерявших кормильца, престарелых граждан. В частности, за счет местного бюджета могут быть установлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте.
Адвокат компании "Налоговик" Сергей Литвиненко согласен с депутатом и считает, что сейчас использование права законодательной инициативы затруднено из-за установленных требований по численности инициаторов. По его словам, это усложняет развитие данного института в России и делает его только прописанным на бумаге и редко реализуемым на практике. В настоящее время народная правотворческая инициатива является довольно распространенным явлением в ряде стран, например в США, Швейцарии, Италии, Испании, Германии, Польше, Словении, Румынии, Латвии, Литве, Австралии, Бразилии, Перу, Албании и др.
— В России пока активность граждан в этом вопросе довольно низкая, поскольку существует высокое недоверие населения к органам власти. Кроме того, сказывается характерный для страны правовой нигилизм граждан, — указал Литвиненко.
В 2013 году появился, правда, проект "Российская общественная инициатива", который позволяет через сайт roi.ru собирать подписи под тем или иным федеральным, региональным или муниципальным законом. Для федерального нужно 100 тыс. подписей, для регионального — 5% от населения региона и 100 тыс. подписей для регионов с населением от 2 млн человек, для муниципального закона требования установлены еще жестче — нужна поддержка 5% населения муниципального образования. При этом формальной обязанности властей рассматривать плоды работы граждан на roi.ru в законодательстве не закреплено.
Доцент кафедры теории и практики государственного управления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин также считает, что в тех муниципальных образованиях, жители которых проявляют гражданскую активность, законопроект облегчит формирование инициативных групп и выдвижение соответствующих предложений.
— Как показывает опыт, уровень активности населения сильно различается даже в пределах одного региона. Жителям одних населенных пунктов будет безразличен тот факт, что реализовать свое право на инициативу станет проще. Но в некоторых общественная активность оживет и пойдет в таком вполне конструктивном русле. И появление историй успеха, когда была сформирована инициативная группа, сформулировано и выдвинуто предложение и представительный орган муниципального образования поддержал и принял его, может вызвать цепочку подражаний, — отметил Кудюкин.