Контролировать домашних арестантов станут по инструкции

Минюст России подготовил новые правила контроля за людьми, которые содержатся под домашним арестом. В совместном приказе, разработанном Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) для Минюста, Следственного комитета, ФСБ и МВД, четко прописано, кто и как может контролировать таких арестантов и как реагировать на нарушения режима. Так, проверять их можно в любое время суток, кроме ночи, и не реже двух раз в неделю, в том числе с использованием телефона или других специальных контролирующих устройств. Если человек нарушает правила, тогда в течение двух часов об этом должен быть извещен следователь и назначена проверка, а по ее результатам суд может заключить его под стражу. Сами арестанты также получат памятку, в которой учтен опыт использования электронных браслетов, в том числе и негативный.      

Разработчиком приказа выступила ФСИН, чьи уголовно-исправительные инспекции (УИИ) сейчас контролируют людей, находящихся под домашним арестом. Ежегодно в российские суды поступает около 3 тыс. ходатайств о мере пресечения в виде домашнего ареста, большинство из которых удовлетворяется. Самыми известными "домашними" арестантами в Москве сейчас являются бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева и оппозиционер Алексей Навальный. 

Несмотря на то что в России уже несколько лет практикуется домашний арест, нормативной базы по контролю за арестантами до сих пор не существовало. 

— Разработку этого приказа мы начали еще 3 года назад, и с тех пор он проходил согласования в различных ведомствах, которые также имеют отношение к этой теме, — ФСБ, МВД, СКР, — рассказали "Известиям" во ФСИН. — Теперь представители этих ведомств также будут четко знать, кто и как должен контролировать людей под домашним арестом, какие документы заполнять и как реагировать на нарушения режима. 

Так, получив из суда постановление о домашнем аресте, инспекторы УИИ будут обязаны завести на арестанта персональное дело и сразу же взять его под контроль. Об этом также извещаются местные подразделения ФМС и военкомат. Самому арестанту объяснят правила и условия домашнего ареста, после чего с него возьмут соответствующую подписку. Если у человека будет обнаружен загранпаспорт, УИИ должна известить об этом структуры, уполномоченные его изъять. Если суд разрешил человеку во время домашнего ареста отлучаться на учебу или работу, инспекторы обязаны запросить у руководства этих учреждений график работы или расписание занятий арестованного.

Инспекторы УИИ должны проверять подконтрольных арестантов не реже двух раз в неделю. Они могут приходить к нему домой неожиданно и в любое время суток, кроме ночи. Однако в документе не говорится о том, что считать ночным временем. Кроме того, инспекторы могут дополнительно звонить арестантам домой по телефону в любое время, но не реже двух раз в неделю. Также будет создана специальная ведомость, в которой инспекция будет проставлять отметки о плановых и внеплановых посещениях арестанта, учитывать его телефонные разговоры, отслеживать, с кем он говорил и как долго. Туда же занесут информацию обо всех нарушениях режима — например, если человек удалится от дома на расстояние более 100 м, выйдет в интернет или позвонит кому-нибудь без разрешения. 

Если арестант нарушит условия домашнего ареста, тогда в течение двух часов инспекция обязана уведомить об этом следствие. После этого назначается проверка, а если ее результаты подтверждают нарушение, тогда УИИ в течение 24 часов направляет в суд ходатайство об изменении меры пресечения на другую.   

Большая часть новой инструкции посвящена электронным браслетам. С момента своего появления в России в 2011 году такие браслеты сейчас используют в 80 регионах для контроля более 11 тыс. человек. 

За это время выяснились некоторые нюансы использования браслетов, поэтому для арестантов составили отдельную памятку. Еще в 2013 году эксперты НИИ космического приборостроения признали, что любой арестант может легко разобрать и снять с себя устройства при помощи ножниц или плоскогубцев, а контролирующий его сотрудник ФСИН этого даже не заметит. Теперь в инструкции говорится об ответственности за самовольное снятие или порчу браслета — вплоть до изменения меры пресечения на более жесткую. Тогда же эксперты пришли к выводу, что браслет чувствителен к окружающей среде. От влаги контакты замка браслета быстро окисляются, прибор это расценивает как попытку расстегнуть замок и подает сигнал тревоги. То есть с этим браслетом поднадзорный не может даже нормально мыться. Однако в памятке говорится, что ношение устройства "не препятствует соблюдению правил личной гигиены". 

Кроме того, эксперты и арестанты отмечали, что браслет очень неудобен. Он закрепляется на лодыжке, и носить его можно только в широких штанах и обуви с низкими голенищами. Теперь ФСИН советует не носить браслет на голую ногу. Как выяснилось, дети арестантов зачастую воспринимают электронные браслеты как забавный гаджет, поэтому ФСИН просит не использовать устройства слежения для игр: "Не позволяйте маленьким детям играть с аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами контроля". Помимо этого в документе содержится указание о том, как правильно мыть устройство: "куском мягкой ткани, смоченным в водном растворе нейтрального моющего средства". 

Сами арестанты и их адвокаты считают, что этот регламент заставит силовиков соблюдать законность. 

— Появление любых правил и четких нормативов — это всегда большой плюс. Хорошо, что теперь условия и правила домашнего ареста будут четко прописаны. Сейчас, например, их нет, поэтому суды и следователи позволяют себе произвол, — заявил "Известиям" адвокат Евгении Васильевой Хасан-Али Бороков. 

Читайте полную версию на сайте