В РФ может появиться агентство по делам ветеранов

Общественники и правозащитники выступили с инициативой по созданию отдельного ведомства, которое бы курировало вопросы ветеранов. В настоящее время эта проблематика размыта между несколькими ведомствами — Министерством обороны, Минтруда, МВД, Министерством здравоохранения и т.д. Каждое из министерств отвечает за профильный для него сегмент. По информации "Известий", в ближайшее время в правительстве будут обсуждать вопрос создания федерального агентства по делам ветеранов при Минобороны. В самом ведомстве пояснили, что этот вопрос заслуживает внимания.

В комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по общественной безопасности и взаимодействию с общественной наблюдательной комиссией (ОНК), председателем которой является глава организации "Офицеры России" Антон Цветков, завершается разработка структуры нового федерального органа власти, который станет отвечать за поддержку военных ветеранов России. Для реализации идеи сформировано несколько рабочих групп, которые изучают сегодняшние проблемы ветеранов и механизмы их решения. Окончательная версия проекта по созданию государственного органа по поддержке ветеранов будет направлена президенту РФ Владимиру Путину.

Сами авторы идеи указывают на то, что сегодня многие проблемы ветеранов решаются совершенно разными органами власти. Происходит разделение ответственности, от чего качество помощи является крайне низким. Для консолидации работы по ветеранам и предлагается федеральное агентство при Минобороны РФ, которое возьмет на себя все проблемы военных ветеранов и реализует принцип работы "одного окна".

Также в ОП РФ отметили, что федеральные органы власти, отвечающие за проблемы ветеранов, можно встретить в некоторых других странах мира, например в США. В Америке с 1930 года действует целое министерство по делам ветеранов, которое, в свою очередь, делится на несколько администраций. Первая администрация отвечает за здравоохранение ветеранов, вторая — за их льготы, третья — заведует министерскими кладбищами и обеспечивает захоронения.

Прошлогодний бюджет ветеранского ведомства в США составил $78,4 млрд. Для сравнения: бюджет Министерства обороны России в 2013 году составил около $65 млрд.

— В России также нужен аналогичный орган власти, агентство ли это будет или же министерство по делам ветеранов. Сейчас у нас сформировано несколько рабочих групп по подготовке структуры этого органа. Первая занимается вопросами участников боевых действий, как признанных, так и не признанных. У нас встречаются люди, награжденные медалью "За отвагу", но так еще и не признанные участниками боевых действий, — рассказал Антон Цветков. — Вторая группа занимается семьями погибших. Это тоже очень широкий пласт проблем, который только ширится из-за несовершенства законодательства. Также есть сотрудники, которые изучают международный опыт, чтобы мы могли взять лучшее в работе аналогичных ведомств других стран. Когда костяк проекта будет продуман и подготовлен, мы обратимся к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой создать такое ведомство, представив ему свои разработки.

Статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ Николай Панков рассказал "Известиям", что еще несколько лет назад военные специалисты обсуждали проблемы ветеранов, в том числе необходимость создания федерального агентства по делам ветеранов.

— Несколько лет тому назад мы формулировали свою позицию по данной инициативе, расценив ее как заслуживающую внимания, — сказал он.

По словам члена комитета Госдумы по обороне Виктора Водолацкого, на сегодня в России имеется несколько крупных общественных организаций военных ветеранов, а также консультативный орган — комиссия по делам ветеранов при президенте РФ. Исполнительного органа власти со своим бюджетом и какими-либо полномочиями, занимающегося ветеранами, в России на сегодняшний день нет.

— При Минобороны нет такого органа, хотя вопросы ветеранов там курирует Николай Панков. Есть комиссия при президенте по делам ветеранов. Есть несколько общественных организаций, среди прочего — Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы, — отмечает депутат. — Ее возглавляет бывший начальник Генштаба ВС СССР Михаил Моисеев.

Председатель новокузнецкого отделения Российского союза ветеранов Афганистана Сергей Ливадный заявил "Известиям", что сегодня ветераны больше уповают на помощь общественных организаций, чем на помощь от государственных органов.

— Такое ведомство нужно, чтобы навести порядок в этом вопросе. Сейчас есть общественные организации, помогающие ветеранам по мере сил. Но в некоторых регионах ситуация с социальной защитой ветеранов и их семей — сложная. Я думаю, при создании такого органа хорошим примером могут стать советы ветеранов, которые создавались еще для решения вопросов ветеранов ВОВ, — считает он. — А теперь можно заняться ветеранами боевых действий, воевавшими в Чечне, Афганистане, Камбодже или Косово. Нас очень много.

При этом Ливадный отметил, что многие ветераны Афганистана имеют серьезные проблемы со здоровьем. Такие же проблемы и у участников более поздних конфликтов. Ранения, тяжелые условия службы и боевые действия, оказывающие значительное воздействие на психику человека, мешают ветеранам полноценно встроиться в мирную жизнь.

На сегодня в России более 900 тыс. ветеранов боевых действий. При этом бывают случаи нарушения прав не только участников боевых действий в Чечне или Афганистане, но и ветеранов ВОВ. В основном эти нарушения связаны с жилищным вопросом. За последние годы зафиксированы десятки случаев отказа муниципальных властей по жилищному обеспечению ветеранов.

При отсутствии исполнительного органа, напрямую отвечающего за дела ветеранов, их жалобы и заявления теряются в многочисленных властных коридорах, а чиновники занимаются разделением ответственности.

Например, в конце прошлого года прокуратура Свердловской области провела проверку по факту нарушения жилищных прав 94-летнего ветерана ВОВ Аркадия Клевакина. Ветеран проживал в доме без водопровода и центрального отопления, а на просьбу к главе города Березовского о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий получил отказ. Только благодаря прокуратуре городские власти пошли навстречу участнику ВОВ. При этом немаловажно, что начала проверку прокуратура лишь после публикации о ветеране ВОВ в СМИ.

Также можно вспомнить историю ветерана Афганистана из Пензы, инвалида II группы Андрея Юловского. Ветеран боевых действий проживал на площади 24 кв. м вместе с еще 7 своими родственниками. Власти города и области не нашли оснований для улучшения жилищных условий спящего на полу ветерана войны Юловского.

Читайте полную версию на сайте