БАМ отмечает 40-летие
Инструктор Андрей Батраков работает в Уссурийском учебном центре Дальневосточной железной дороги. В Тынду он приехал помочь коллегам освоить новый тренажер — локомотив "Витязь". Пока эта учебная машина в России первая. Первый в стране и такой оснащенный всеми железнодорожными новинками учебный комплекс. Его построили специально к юбилею.
Заместитель начальника службы управления персоналом Дальневосточной железной дороги Сергей Павлов уверен: "Главное, для чего все это создано — до 2030 года обеспечить возрастающие перевозки по БАМ-2. Задача поставлена — перевезти более 100 миллионов тонн в год. Кто это будет делать? Это будут делать те, кто сядет сегодня за парты".
В последние несколько лет объем перевозок по БАМу постоянно растет. В основном, грузы движутся в направлении портов Ванино и Советская гавань, из Якутии везут уголь и руду. Ежедневно станция Тында принимает более 2 тысяч вагонов. На такие объемы в 1980-е годы столица магистрали рассчитана не была, а потому уже в 2015 году начнется реконструкция станции. Железнодорожники расширят парк приема, построят пять новых путей.
Начальник станции Тында Ренат Батурдинов поясняет: "Реконструкция будет не только станции Тында — планируется строительство дополнительных разъездов, двупутных вставок. Плюс к этому — строительство второго главного пути по БАМу. Рост объема перевозок — это работа для всех, причем, это не только работа на станции Тында, все притрассовые поселки обеспечены будут работой".
Стабильно работающие предприятия – основа для развития любого населенного пункта, но не менее важны и условия жизни. Валерий Чернышев приехал в Тынду в 1978 году. Сначала он работал водителем, потом стал электромонтером пути. Вот уже 36 лет семья железнодорожника живет в бараке на улице Мосфильмовская. Здесь на самом деле можно снимать кино — документальное. Всем ветхим домишкам по 35-40 лет, такого жилья в Тынде до сих пор целые районы, в которых проживает более пяти тысяч семей.
В советское время пока город строился, все жители бараков стояли на очереди, ждали, что вот-вот переедут. Многие и в самом деле переехали, точнее, уехали из Тынды — столицу БАМа покинула почти половина ее жителей. В 90-е жилье строить перестали, закрылись небольшие предприятия. Исчезла из жизни и сама аббревиатура БАМ, а Тында стала всего лишь одной из станций Дальневосточной железной дороги.
В 2011 году в столице БАМа началось долгожданное строительство домов по федеральной программе расселения ветхого и аварийного жилья, и уже в 2013-м году в новый микрорайон Таежный переехали 305 семей из бараков. Сейчас стройка продолжается, до конца следующего года в Тынде должны появиться еще 66 новых многоквартирных домов.
Мэр города Евгений Черенков пояснил: "Расчет был таков, чтобы нам расстаться с гнилой времянкой. Почему и требование такое в программе, что переселяем людей, а старые дома не заселяются, сразу идут под снос. Эти дома должны быть уничтожены".
На месте бараков в Тынде планируют устроить зеленые зоны — парки, спортивные площадки, скверы. Те зоны отдыха, что есть сейчас, к 40-летнему юбилею привели в порядок. За счет средств РЖД капитально отремонтировали стадион "БАМ", привокзальную площадь и здание вокзала, оборудовали современные детские площадки. Из областной казны выделили средства на ремонт театра и городских дорог.