В барнаульском зоопарке животным создают условия приближенные к естественным

О том, как сделать комфортной и максимально приближенной к естественным условиям жизнь хищников в зоопарке, задумались в Барнауле. Об этом пишет корреспондент газеты "Вечерний Барнаул" Лилия Болатаева

В естественных условиях рысь может проходить до 30 километров в сутки. Она отлично лазает по деревьям, хорошо плавает и легко выживает даже в снегах за полярным кругом. У дальневосточного леопарда очень острое зрение. Он видит свою добычу на расстоянии до полутора километров. После удачной охоты на оленя или косулю леопард может не есть до 12-15 дней.

В природе животным изо дня в день приходится совершенствовать свои охотничьи навыки, тренировать инстинкты. Как на их здоровье сказывается жизнь в неволе? Как сделать их пребывание в неестественной среде наиболее благоприятным и безопасным? На эти вопросы сотрудники зоопарка и студенты кафедры зоологии и физиологии Алтайского госуниверситета надеются найти ответы после серии экспериментов. С 20 июня в Барнаульском зоопарке проводят опыты. Главная цель – улучшить условия содержания животных в неволе.

Подопытными стали хищники семейства кошачьих: африканский лев, амурский тигр, хаус, дальневосточный леопард, пума и рысь. Самый маленький, но не менее важный участник исследований – дальневосточный лесной кот.

Рефлексы не исчезли 

Идея сделать зоопарк научно-исследовательской площадкой, как часто бывает, родилась случайно.

– Как-то к нам пришла Татьяна Викторовна Антоненко, доцент кафедры зоологии и физиологии АлтГУ, кандидат биологических наук, – рассказывает директор зоопарка Сергей Писарев. – Мы гуляли, смотрели на животных. И Татьяна Викторовна предложила поэкспериментировать. Я с радостью согласился.

Первые опыты над барнаульскими хищниками провели в прошлом году. Студенты университета совместно с работниками зоопарка исследовали охотничьи рефлексы животных с помощью запахов. Эксперименты оказались настолько зрелищными и интересными, что Сергей Викторович до сих пор вспоминает о них очень эмоционально:

– В вольеры хищников мы помещали материалы, связанные с копытными. Шерсть и помет коз подвешивали в мешочках, прятали в коробках. А затем наблюдали, как работают охотничьи рефлексы у животных. Оказалось, что они в прекрасном состоянии. Хищники моментально чувствовали появление в вольере чего-то необычного, начинали искать, разрывали коробки, лезли вверх, доставали лапами! Это надо было видеть, как лев Алтай катался с мешочком, в котором лежал помет козы! Коза для него – корм. У него естественные природные инстинкты сохранились.

Лягушка как игрушка? 

В этом году исследования продвинулись на новый уровень. Ученые решили исследовать пищевое поведение хищных зверей. В ходе опытов в вольеры хищников помещали лягушек, улиток и ящериц. Оказалось, что не все животные воспринимают их как пищу. Хотя, например, пумы в диких условиях не брезгуют ни улитками, ни мышами, как и леопарды, которые в период бескормицы безропотно едят еще и ящериц. Что поделаешь, животные в зоопарке оказались сытыми. Стабильное питание повлияло на итоги экспериментов. Но даже несмотря на то, что хищники приманку есть не стали, ученые получили бесценные сведения об их поведении в неволе.

– Некоторые животные просто реагировали на движение, – рассказывает Сергей Писарев. – Лягушка прыгает у льва, а он смотрит на нее с таким совершенно бестолковым видом! Потом пришлепнул ее лапой и ушел. Пума бегала за лягушкой только до того момента, пока та прыгала. Когда лягушка прыгать перестала, пума потеряла к ней всякий интерес. Как кормовую базу животные их не восприняли. Но для науки это довольно интересно. По итогам экспериментов мы совместно со Светланой Анатольевной, со студентами готовим научные статьи.

Казалось, научные выводы алтайских представляют интерес не только для барнаульского зоопарка или университета, но и для мировых изданий. В частности, прошлогодние опыты заинтересовали один из журналов в Великобритании, который рассказывает о жизни животных в зоопарках.

"Они должны охотиться" 

Признание научного мира – это, конечно, приятно, но главной задачей для себя исследователи все же считают совершенствование условий содержания хищников в неволе. Благодаря экспериментам можно выяснить, как лучше подавать корм, чтобы природные инстинкты были сохранены и у животных, участвующих в опытах, и у их будущего потомства; какие необходимо установить в вольерах укрытия и декорации. Первые перемены в обращении хищники уже почувствовали.

– Мы им теперь стараемся разнообразить питание, – подчеркивает Сергей Писарев. – Подаем не просто чашку с мясом, но в том числе и живой корм. Некоторые возмущаются, называют нас садистами. Но нужно понимать, что в природе только живой корм является основой рациона любого хищника. Они должны охотиться. И поэтому существует понятие "кормовые животные". В зоопарках такие животные – специально разводимые мыши и крысы. Микроэлементы и ферменты, которые находятся у них в крови, необходимы хищникам. Если леопард в день не съест одну крыску, ему грозит истощение.

На этой серии экспериментов сотрудничество зоологов из университета и работников зоопарка не закончится. Официальный договор об организации и совместной работе по проведению опытов будет подписан 1 сентября этого года.

– Предлагаем постоянно проводить эксперименты по пищевому и ольфакторному (от лат. olfactorius – обонятельный. – Прим. ред.) обогащению среды вольеров, – говорит Татьяна Антоненко. – Подобного рода работы помогают улучшить психологическое здоровье зверей, находящихся в условиях неволи. Все эксперименты проводятся с учетом принципов благополучия животных.

Со своей стороны в Барнаульском зоопарке надеются, что ученые помогут решить еще одну давнюю проблему: в зоопарках животные живут дольше, чем в природе, но практически не дают потомства. Если по результатам экспериментов в зоопарке удастся создать благоприятные условия для размножения питомцев, наш город сможет внести весомый вклад в сохранение редких видов. В Барнаульском зоопарке из 300 видов животных 35 занесены в Красную книгу России.

 Фото Михаила Хаустова.

Читайте полную версию на сайте